Картельное право – известный вид антимонопольного соглашательства, подразумевающий запрет многих видов картельных договоренностей.
Картельное право – комплекс законодательных норм в странах Европейского Союза и США, направленный на запрет деятельности всевозможных картелей (за некоторым исключением).
История картельного права
Активнее всего картельное право развивалось в Европе. К примеру, в той же Германии картельные образования (в период с конца 19 – по начало 20-го века) рассматривались с позиции мощного инструмента для контроля экономической сферы страны. При этом правительство в целом благосклонно относилось к картелям, и предоставляли им полную свободу экономической деятельности.
Что касается антимонопольных мер в данный период, то они принимались в крайних случаях, когда участники картелей становились полными монополистами в какой-то одной отрасли, или же образование картеля приводило к ущемлению прав самих покупателей продукции. Вот почему картельные сделки в Германии стали обычным явлением. В 1905 году было зафиксировано около 400 картелей. При этом картельное право не подразумевало каких-либо ограничений в этом направлении. В дальнейшем цифра продолжала расти, и уже к 1923 году общее количество картелей выросло до отметки 1500.
В 1923 году правительство страны наконец-то пошло на создание Закона о картелях, который стал неизбежным на фоне существенной гиперинфляции. Но даже появление картельного права и соответствующих запретов сильно не повлияло на общее число картельных «сделок». Причина – суть нового закона, который всего лишь обязывал картели проходить регистрацию в соответствующих органах государственной власти. Таким способом руководящие структуры контролировали участников и не давали им возможности захватить монополию на рынке. Итог – количество картелей продолжало расти.
В 1930 году началась Великая Депрессия и многие компании обанкротились. При этом изменилась сама суть картельных сделок. Из-за слабости экономики картельные соглашения стали обязательными. Считалось, что это приведет к стимулированию и укреплению экономики страны. Правительство всячески поощряло такие объединения и подталкивало компании к заключению картельных соглашений.
Уже после войны картели, трасты и синдикаты на территории Германии были запрещены. При этом законодательно это было закреплено только в 1957 году. В этот период было сформировано Федеральное Агентство по картелям, появилось свое картельное право. При этом уже с 1973 года в Германии была четко налажена процедура контроля за слиянием различных компаний.
В Великобритании картельное право берет свое начало в 1919 году с принятия Закона о спекуляции. Суть нововведения подразумевала недопущение каких-либо спекуляций и роста цен в послевоенное время. Как только война была окончена, появились новые цели – борьба с безработицей, что привело в 1948 году к появлению Закона о монополиях.
В последующие годы в Великобритании не было каких-то жестких норм по отношению к картельным соглашениям. При этом ни в одном из существующих актов не была закреплена цель антимонопольной политики страны. В 1998 году появился Закон о конкуренции, удовлетворяющий всем нормам Европейского союза.
Системы и особенности картельного права
Сегодня можно выделить две основные системы картельного права:
1. Американская система. Она закреплена на законодательном уровне в Германии, Соединенных Штатах Америки и ряде других стран. Суть картельного права – в юридическом запрете любой монополистической практики (за небольшим исключением). Следовательно, почти все горизонтальные и вертикальные договоренности между компаниями признаются вне закона, вне зависимости от их действия и общего эффекта на экономику страны.
2. Европейская система. Такое картельное право работает в Японии, большинстве стран Европейского Союза и ряде других государств планеты. Особенность в том, что монополистическая деятельность компаний и заключение различных соглашений (горизонтальных, вертикальных) не запрещено. Главное, чтобы они не нарушали прописанные в законе условия.
По сути, в Европейской системе картельного права речь идет об исключении негативных проявлений таких соглашений, а не об их запрете в целом. Задача государства в этом случае – внимательное наблюдение за деятельностью компаний и исключение каких-либо злоупотреблений в отношении возможности заключения картельных сделок со стороны наиболее крупных компаний.
С момента организации Европейского сообщества задача поддержания конкуренции на высоком уровне являлась первостепенной.. Руководству различных стран пришлось приложить немало усилий, чтобы сформировать четкое и слаженное взаимодействие картельного права и субъектов предпринимательской деятельности. При этом в основу легла концепция, которая провозглашала свободу действий предприятий при условии их нахождения в определенных границах.
Сегодня общая политика ЕС сводится к предотвращению какого-либо соперничества между различными субъектами рынка за лучшие условия в сфере производства и получение большей прибыли. Система отрегулирована таким образом, чтобы скорректировать предпринимательскую практику и удерживать картельные соглашения в нужном для государства формате. При этом картельное право и антимонопольная политика затрагивают целый ряд важных моментов - соглашения о франчайзинге, соглашения о патентах, договора об особых правах, лицензионные соглашения и так далее.
Общие цели политики большинства стран в области картельного права следующие:
1. Устранить угрозы, которые несут опасность для свободного рынка.
2. Повысить качество производства и оптимизировать процесс распределения продукции от потребителя к производителям.
3. Обеспечить экономический и технический прогресс.
4. Ускорить и оптимизировать рост экономики страны.
5. Сделать услуги, товары и бизнес в целом конкурентоспособными.
Для решения этих и ряда других задач было сформировано антимонопольное право ЕС, созданы свои правила конкуренции на рынке. Все они направлены на предупреждение различных действий в отношении злоупотребления своим положением на рынке крупными компаниями, предупреждением «вредных» для экономики картельных соглашений, предотвращением злоупотреблений в бизнесе, контроль экономической концентрации.
Как упоминалось выше, картельное право в ЕС и США контролирует деятельность картелей и запрещает большинство из них. В частности, по уставу ЕС под запрет попадают все картельные сделки между компаниями, а также согласованные действия, которые препятствуют ведению торговли между государствами-членами, и итогом действия которых может стать «перекос» в конкуренции.
При этом существуют картельные соглашения, которые не подпадают под указанное выше правило. В частности, запрет не касается:
- картелей, которые действуют исключительно на национальный рынок или участвуют в сделках с третьими сторонами. Работа таких субъектов, как правило, регулируется национальными правилами;
- картелей, общая доля рынка которых не более 5% от общего производства. При этом товарооборот каждой компании, участвующей в картельном соглашении, должен быть не больше 50 миллионов ЭКЮ;
- картельных образований, которые ведут свою деятельность в направлении освоения рынка. Речь идет о сделках, которые ставят задачей вывод какой-либо новой продукции на рынок;
- картелей «кризисного характера», которые вынуждены объединяться по причине снижения объема мощностей. Работа таких картелей разрешена со стороны комиссии ЕС;
- картелей, за работу которых не несут ответственность непосредственно потребители товаров. Сюда же относятся объединения, которые приносят определенную пользу народному хозяйству.
Картельное право в России регулируется антимонопольным комитетом и основным законом «О защите конкуренции» . Все условия, касающиеся картельного права регулирует Федеральный закон 135 от 26 июля 2006 года. В частности, в статье 11 прописано, что в РФ запрещены какие-либо соглашения между субъектами предпринимательской деятельности, которые могут привести к следующим последствиям:
- удержанию старых или установлению новых тарифов, надбавок и цен;
- уменьшению или повышению цен на торгах;
- делению товарного рынка на по различным признакам, к примеру, по территориальному;
- отказу от заключения сделок с покупателями или продавцами по необоснованным технологическим или экономическим причинам;
- навязыванию другой стороне сделки невыгодных для него условий соглашения;
- установке необоснованных (технологически и экономически) цен на один и тот же продукт и так далее.
Кроме этого, запрещены все картельные соглашения, которые могут ограничить конкуренцию (кроме вертикальных сделок, разрешенных Федеральным законом).
За нарушение законодательства в отношении картельных соглашений в РФ предусмотрено следующее наказание:
- для юрлиц – штраф от 1 до 15% от размера выручки за период совершения правонарушения;
- для должностных лиц действует другой вид наказания. Его суть - штраф от 20 до 50 тысяч рублей.
В случае если предприятие своей деятельностью причинило ущерб от миллиона рублей и более, а доход превысил сумму в 5 миллионов рублей, то предусмотрена уголовная ответственность – ограничение свободны на период до семи лет. Более лояльные варианты - штраф до миллиона рублей или в размере доход обвиняемого за пять лет.