Определение Логистики
Существует огромное количество формулировок понятия «логистика», что указывает на неопознанность всех сторон и глубин данной концепции. В связи с этим проанализируем наиболее используемые ее определения.
Логистика - поставка определенному заказчику требуемого товара, должного качества в нужном количестве в установленное местоположение и в конкретно назначенное время по доступной цене.
Логистика - процесс планирования, сбыта и контроля потока и хранения резервов (материально-технические ресурсы, производственные запасы).
Данные понятия логистики принадлежат западной терминологии. В нашем государстве используется немного другая интерпретация логистики.
Логистика - это планирование, проверка и руководство транспортировкой, складированием и иными процедурами, которые совершаются в процессе доставки сырья и материалов промышленному предприятию, переработки сырья и сопровождения готовой продукции в процессе ее доставки заказчику в соответствии с его желаниями и запросами, а также передача, хранение и обработка должной информации.
Целью логистики является достижение высокой результативности предприятия и увеличение его конкурентоспособности.
Главные задачи логистики:
- усовершенствование управления товародвижением;
- формирование объединенной результативной системы управления и мониторинга информационных и материальных потоков, которые обеспечивают значительное качество поставки товара.
Объектом управления в логистике являются денежные (материальные) потоки, которые являются главными. Сопровождающие потоки – сервисные, информационные, финансовые.
Общая схема циркуляции информационного, сервисного и финансового потоков в режиме безналичных расчетов.
Функции логистики
- организация производственных связей по поставке готовой продукции или предоставления услуг;
- установление объемов и течений материальных потоков;
- исследование порядка перемещения товаров через места хранения и изучение оптимального коэффициента при организации товародвижения;
- формирование, расположение и организация складского производства;
- управление транспортировкой продукции, а также всех нужных операций на пути к пункту назначения;
- осуществление операций, которые необходимы для того чтобы завершить перевозку продукции (маркировка, погрузка, упаковка);
- контроль и управление складами хранения продукции и сырья.
При систематизации функциональных областей логистики используют фазы материального потока. Наряду с этим выделяют такие функциональные области:
- область сбытовой логистики;
- область транспортной логистики;
- область производственной логистики;
- область закупочной логистики.
Для того чтобы изобразить пределы распределительной (сбытовой или маркетинговой) логистики, следует проанализировать изображение процесса воссоздания капитала, который состоит из трёх стадий.
Процесс воссоздания капитала и функциональные области логистики
Закупочная логистика. Охватывает планирование и контроль за всей поступающей на предприятие продукцией, а также её информационные и финансовые потоки. Поступающий поток для производственного предприятия – это полуфабрикаты (сырье, материалы производственного назначения), запасные части. Область действия закупочной логистики завершается внедрением продукции в производство.
Производственная логистика. Охватывает управление, планирование, сопровождение и контролироль всех внутрифирменных информационных и материальных потоков. Производственная логистика отвечает за обеспечение производственного оснащения и осуществляет «передачу» между отделами (хранение продукции незавершенного производства, внутрифирменный транспорт).
Сбытовая логистика. Охватывает управление всеми информационными и материальными процессами, которые выходят из производственной организации. Объектами исследования является предметы торговли и конечная продукция. Сбытовая логистика – это часть менеджмента, которая связана с клиентами, где основной целью является поставка товара в необходимом состоянии и в нужное время.
Транспортная логистика – это совокупность действий по организации доставки сырья и товаров из одного пункта в другой по оптимальному маршруту.
Главные объекты изучения в логистике
1. логистическая цепь – это урегулированная цепь юридических и физических лиц (менеджеры, дистрибьюторы, кредиторы, производители, поставщики), которые осуществляют логистические операции и доводят материальный поток от производителя до заказчика.
2. логистическая функция – функция, которая направлена на реализацию целей логистических систем, со значениями данных, являющимися её выходными переменными. Логистическая функция включает в себя:
- закупку;
- производство;
- распределение;
- сбыт;
- складирование;
- транспортировку;
- хранение.
3. логистическая система – это часть системы, которая выполняет логистические операции и функции. В логистическую систему входят физические объекты – торговые и промышленные предприятия, инфраструктура экономики стран мира, территориально - производственные комплексы.
Различают такие логистические системы:
А) С прямыми связями, где материальный поток поступает заказчику без посредников на основании прямых долговременных производственных связей;
Б) Эшелонированная – это многоуровневая система, где материальный поток от производителя до заказчика проходит через одного и больше посредников.
4. логистическая операция – это система действий, которая направлена на преображение материальных а так же информационных потоков.
5. информационный поток – это комплекс движущихся в логистической системе данных, которые требуются для управления и контролирования материального потока. Данный поток существует в виде электронного документа, документооборота и характеризуется периодичностью и быстротой передачей.
Типы информационных потоков логистике
6. материальный поток – это готовая продукция, материальные ресурсы, находящиеся постоянно в движении, и подвергающиеся разным логистическим операциям (разгрузка, погрузка, перевозка, сортировка).
7. логистические издержки – это соответствующие затраты на осуществление логистических операций (транспортировка, хранение, складирование, поставка). На логистические издержки влияет: вес товара, его цена, номенклатура и торговый ассортимент, размеры упаковки.