Экономика решений

Раздел экономики, изучающий влияние социальных, экономических и эмоциональных факторов на механизм принятия экономических решений, называется поведенческой экономикой. От этих же факторов могут зависеть такие рыночные переменные как цены и прибыль.

 

Экономика решений изначально разработана при помощи экспериментальных наблюдений, опросов и полевых исследований. Эксперименты здесь являются тестами рыночных механизмов.

 

 

Ключевые направления поведенческой экономики

 

Эвристика. Это творческий метод проб и ошибок, работа по аналогии.

 

Фрейм. Это созданная самим человеком смысловая рамка, понимание и действие в границах этой рамки. Это устойчивая структура знания и ожидания, не обязательно логичная.

 

Рыночная неэффективность. Это направление изучает ошибочные экономические решения, такие как неверная цена или расчет прибыли.

 

 

 

Поведенческая экономика изучает границы рациональности, поведенческие модели, процессы коллективного выбора, когнитивные ошибки и рыночные явления, совмещая неоклассическую экономическую теорию с психологией. С точки зрения экономики рассматриваются такие психологические феномены как непостоянство предпочтений, взаимный альтруизм, совершенный эгоизм, внутренняя мотивация, идентичность. Эти исследования доказали, что поступая в соответствии с нормами общества и своими личными установками, люди извлекают полезность дополнительно к ожидаемой условно полезности.

 

Условно ожидаемая полезность — это предположение индивида о своем контроле над внешними событиями, форма рассуждения, когда вероятная полезность рассматривается как функция от своих действий.

 

Ключевым вопросом изучения механизма принятия решения остается вопрос «Почему участники экономических отношений совершают иррациональные ошибки?» Разным людям присущи одни и те же ошибки и предубеждения. Это свидетельство того, что большинство реагирует на одни и те же сигналы. Значит, основной причиной рыночной неэффективности является неправильная трактовка информации и реакция на нее. В совокупности когнитивные искажения оказывают идейные и эмоциональные влияния. Этим объясняется феномен стадного поведения. Иногда на весь рынок оказывает влияние небольшая девиантная группа.

 

Основные теории, гипотезы и поведенческие модели

 

 

Для экспериментальных исследований рыночных аномалий принимающие решения индивиды пользуются эвристикой в рамках собственных фреймов. Для более объективного определения экономических показателей аналитики используют выявленные предпочтения, а не заявленные при опросах и исследуют рыночные процессы в реальных условиях.

 

По поводу принятия решения при выборе, разнесенном во времени, и при условии риска и неопределенности были выдвинуты различные гипотезы, которые можно проверить. Так появились модели межвременной полезности и ожидаемой полезности, а так же модели рационального поведения. В процессе проверки данных гипотез были выявлены аномалии выбора и противоречия полезности. Критерии математического измерения полезности отличаются от психологических предпочтений. Например, чем дальше отдалить во времени получение полезности, тем больше уменьшается стимул ее получать. Люди ведут себя по-разному в зависимости от того, в насколько отдаленном будущем будет иметь последствия их сегодняшний выбор.

 

Расхождения между неоклассической теорией и принятием реальных решений объясняет теория перспектив, которая стала обобщением моделей ожидаемой полезности. Она объясняет суждения человека в условиях неопределенности при необходимости принятия решения.

 

Теория ограниченной рациональности Герберта Саймона объясняет, как вместо максимизации полезности люди выбирают удовлетворение. В этой теории рассматриваются такие психологические эффекты как ограниченность внимания, проекция, чрезмерная самоуверенность. Эти эффекты в свою очередь зависят от направленности внимания, настроения и даже от уровня глюкозы в крови.

 

Поведенческая теория игр

 

 

Это направление исследует поведение реальных людей при принятии стратегического решения при условии, что успех конкретного человека зависит от выбора решений остальных участников. Оно подразделяется на:

 

* Математические теории, изучающие взаимодействие людей на торгах и механизм установления доверия.

 

* Ограничения поведения при взаимодействии с другими людьми и изучение шагов соперников.

 

* Разнообразие стратегий и практическое обучение.

  • эвристика
  • фрейм
  • границы рациональности
  • поведенческие модели
  • условно ожидаемая полезность
  • межвременная полезность
  • теория перспектив
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP