Муниципальный заем

Муниципальный заем - определенный вид финансовых взаимоотношений, где муниципальные формирования являются заемщиками (должниками) или кредиторами, выступают в роли гаранта или принципиала (лица, которому предоставляют заем). Второй стороной сделки при этом могут быть резиденты или нерезиденты государств, предприятия или физические лица, государственные или муниципальные формирования, международные предприятия или страны.

 

определение муниципального займа

 

Муниципальный заем с экономической позиции - совокупность взаимоотношений в экономической сфере по привлечению страной свободных средств от инвесторов (других государств, иностранных компаний, юридических и физических лиц).


Муниципальный заем с юридической позиции - одно из ответвлений финансового права, то есть группа норм, выступающих в роли регулятора финансовых взаимоотношений. Последние складываются в процессе привлечения страной и муниципальными формированиями свободных средств от различных категорий инвесторов на основании возмездности займа, срочности выплат, добровольности его предоставления и возвратности в определенные сроки. Основная цель - покрытие дефицита в финансовых средствах, оптимизация процесса валютного обращения и так далее.

 

Муниципальный заем: особенности, стороны, формы

 

Муниципальное кредитование - та форма заимствования, где обязательным участником сделки является муниципальная структура. Как правило, она должна выступать в качестве одной из сторон соглашения. Муниципальные формирования несут на себе важные задачи общественного характера, поэтому в случае невыполнения обязательств или несвоевременных выплатах по займу на них не накладывается никаких принудительных мер.

 

 

виды займов государства

 

Интересен тот факт, что во времена СССР все взаимоотношения внутри государства касательно кредитования имели принудительный (конфискационный) характер. По сути, государственные бюджетные средства размещались принудительно и могли быть списаны в любой момент по решению уполномоченных властных структур. Подобные методы заимствования работают в ряде стран мира и сегодня.


На современном этапе в РФ сделан упор на принципы равноправия сторон как с позиции государственных, так и со стороны муниципальных формирований. Как следствие, займы муниципального и государственного характера могут размещаться только на добровольных началах по желанию кредитора.


Более сбалансированной стала и система возврата средств. Так, в случае отказа от исполнения или несвоевременного выполнения обязательств по долгу со стороны заемщика (должника) кредитодатель (лицо, предоставившее заем) может обратить в суд и взыскать свои средства из государственного или муниципального бюджета. Одновременно с этим все муниципальные и государственные формирования отвечают по предоставленным другой стороне сделки обязательствам личной собственностью (имуществом).


В муниципальном кредитовании есть две основные стороны сделки:


- заемщик средств. Данная сторона является пассивной, то есть выступает в роли получателя денег (должника);
- правительство. Особенность этой стороны - возможность не только получать, но и предоставлять средства в долг.


Муниципальный заем может принимать три основные формы взаимодействия:


1. Активную. В этом случае в роли кредитодателя выступает правительственная структура, которая предоставляет средства какой-то определенной группе субъектов. Эти положения хорошо расписаны в Экономическом Кодексе, статье 69. Как правило, муниципальный заем может предоставляться другим странам, интернациональным структурам и прочим нерезидентам страны. Предоставление осуществляется через Правительство государства, а окончательное решение принимает глава страны.


2. Пассивную. Здесь правительственные структуры принимают другую сторону - заемщика. В роли второй стороны могут выступать различные кредитодатели (физ- и юрлица, другие государства, международные компании и так далее). Основная цель муниципального займа при такой форме взаимодействия - покрытия дефицита бюджетных средств, а также налаживание процесса валютного обращения.


3. Гарантия. Есть и третья форма, когда муниципальные органы власти берут на себя функции гаранта. В этом случае гарантия - это документ, который выступает в роли обеспечения исполнения тех или иных обязательств. В документе прописано, что одна из сторон сделки (гарант) соглашается нести ответственность (полную или частичную) по обязательствам другой стороны (принципиала) при неисполнении последним своих обязательств перед кредиторами.

 

Таким образом, в правоотношениях по муниципальному займу принимают участие:


- кредитор берет на себя обязательство использовать деньги по целевому назначению;
- кредитополучатель (заемщик) путем предоставления средств осуществляет аккумулирование собственных ресурсов;
- гарант обязуется выступать в роли стороны, которая при любом развитии событий обеспечит своевременный возврат средств.

 

Муниципальный заем: формы, виды взаимоотношений, принципы, функции

 

муниципальное кредитованиеВ последние годы муниципальный заем - весьма востребованная услуга, которая по-разному интерпретируется с позиции правовых отношений:

 

1. Муниципальный заем выступает в качестве института ФП. В этом случае главная цель кредитования - финансирование дефицита бюджетных средств. Обязательной (неотклонимой) стороной сделки является уполномоченное лицо (орган) или правительство.


2. Муниципальный заем выступает в роли полного правового института. Здесь договор муниципального кредита отличается смешанными правовыми нормами. Это проявляется в виде диспозитивности, когда решение принимает заимодатель, или императивности регулирования взаимоотношений.


3. Муниципальный заем - основной институт ГП, то есть он находится под юрисдикцией законодательных норм, а именно 42-й главы ГК и 769-й статьи ГК.


4. Муниципальный заем - институт (ответвление) экономного права. Многие специалисты склонны к позиции, что такой вид кредита - один из институтов экономного права. Объясняется это тем, что все процессы такого займа обусловлены одним порядком применения экономных средств.


Как и у любой другой формы заимствования, муниципальное кредитование имеет свои принципы. К ним можно отнести:


1. Принцип возвратности. Суть - своевременное покрытие своих долгов (средств), полученных от займодателя. При этом деньги должны быть возвращены после завершения процесса их использования кредитополучателем.


2. Принцип платности. Заемщик берет на себя обязательства вернуть все деньги, которые были предоставлены, а также передать полный объем начисленных за период действия услуги процентов.


3. Принцип добровольности. Получение или предоставление займа муниципального характера - это не обязательство. Все стороны сделки сотрудничают на добровольной основе.


4. Принцип срочности. Кредитные средства (долги) должны быть переданы кредитодателю точно в сроки, прописанные в договоре (соглашении) сторон.


5. Принцип целевой направленности. В случае с муниципальным займом, как правило, средства берутся на решение конкретных задач. При этом кредитор может держать под контролем факт их целевого применения.


6. Принцип обеспеченности. Кредитор может рассчитывать на защиту в случаях, когда заемщик не способен или не желает выполнять взятые на свои плечи обязательства.


сроки муниципальных займовМуниципальный заем выдается на следующие периоды:


1. Краткосрочная форма кредитования - до 12 месяцев.
2. Среднесрочная форма кредитования - от 12 до 60 месяцев.
3. Долгосрочная форма кредитования - от 60 месяцев и более. Максимальный срок для муниципального займа - 30 лет.


Муниципальное кредитование осуществляется в нескольких формах - денежной (выдается наличным), товарной (работы, услуги), смешанной (наличность и товары).


Муниципальное заимствование может быть двух видов:


1. Санкционированным, когда долги формируются по решению муниципальных органов.
2. Несанкционированным, когда задолженность появляется после неисполнения муниципальными органами взятых на себя обязательств.


Муниципальный заем, как одна из наиболее популярных форм кредитования, выполняет такие функции:


1. Распределительную. Полученные путем сбора налогов средства могут быть направлены на предоставление различного рода займов. Кроме этого, муниципалитет может переводить деньги из потребительского фонда в накопительный, а также выступать в роли получателя средств для их дальнейшего направления в сферы с наибольшим дефицитом.


2. Регулирующую. Муниципалитет имеет возможность оказывать влияние на величину процентной ставки и объем заимствования путем проведения сделок на рынке капитала. Данная функция также подразумевает распределение кредитных денег между разными отраслями.


3. Стимулирующую. Муниципальные органы путем оформления займа или предоставления инвестиций могут стимулировать рост того или иного региона.


4. Контрольную. По объему и цене привлеченных средств государство может судить об эффективности своей политики.

  • муниципальный заем
  • формы муниципального займа
  • стороны муниципального займа
  • особенности муниципального займа
  • принципы муниципального займа
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP