Монополизм

В экономической литературе монополизм оценивается как негативное явления и противопоставляется саморегулирующейся рыночной экономикеМонополизм — это положение, при котором один или несколько субъектов хозяйствования контролируют рынок, существенно влияют на ценообразование, подавляя конкурентовОценивается как негативное явление, противопоставляется саморегулирующейся рыночной экономике.

 

Монополистической деятельностью отечественный законодатель называет злоупотребление доминирующим положением, договоренности и согласованные действия, направленные на подавление конкуренции.

 

Противодействие монополизму возложено на Федеральную антимонопольную службу.

 

Базовыми отраслевыми нормативными документами являются законы:

 

  • «О защите конкуренции» №135;
  • «О естественных монополиях» №147.

 

Доминирующее положение

 

Его наличие констатируется, когда субъект хозяйствования имеет возможность:

 

  • устранять с рынка конкурентов;
  • затруднять доступ на него другим предпринимателям;
  • диктовать условия обращения товара либо существенно влиять на ценообразование.

 

Доминирующее положение является условием, но не основанием привлечения к ответственности за монополизм.

 

По общему правилу монополистом признается субъект хозяйствования, доля которого на рынке равна или превышает 50%. Не допускается признание монополистом лица или группы лиц, совместно контролирующих менее 35% рынка (ст. 5 ФЗ №135).

 

Размер рыночного сегмента не является абсолютным показателем монополизма или его отсутствия. Окончательный вывод по результатам исследования ситуации на рынке делает ФАС.

 

Естественный монополизм

 

Монополия считается природной в случае, когда:

 

  • эффективное удовлетворение потребительского спроса и конкуренция несовместимы;
  • цена единицы продукции существенно снижается за счет наращивания объема и мощностей производства;
  • товар/услуга не могут быть заменены аналогом;
  • повышение цены не оказывает решающего значения на снижение спроса.

 

Примеры сфер природных монополий (ст.4 ФЗ №147):

 

  • водо-, газо-, электроснабжение;
  • ж/д перевозки;
  • ледокольная проводка судов.

 

Нарушения антимонопольного законодательства

 

Исчерпывающего перечня ФЗ №135 не содержит. Однако к нарушениям причисляются:

 

  • необоснованно высокая/низкая продажная/закупочная стоимость товара/услуги;
  • навязывание сопутствующих товаров/услуг;
  • управление ценообразованием через согласованные действия.

 

Кроме наложения традиционных штрафов, ФАС вправе инициировать применение к монополистам специфических мер реагирования в судебном порядке. Это:

 

  • принудительное разделение субъекта хозяйствования;
  • выделение нового юридического лица из монополиста (ст.38 ФЗ №135).
  • Монополизм
  • естественный монополизм
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP