Монопольная цена – вид цены, которая формируется не только под влиянием спроса и предложения, но также доминирования монополиста на товарном рынке. Часто является результатом негласного соглашения между крупнейшими компаниями, контролирующими рынок.
Установление завышенных продажных или заниженных закупочных цен – наиболее распространенный способ злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке. Искусственное корректирование цены достигается путем влияния на товарооборот и устранения с рынка конкурентов.
Монопольно высокая цена
Для установления адекватности ценовой политики доминирующего субъекта хозяйствования:
- анализируют его издержки;
- проводят сравнение с ценами на рынках со схожими параметрами:
- условиями обращения материальных благ;
- возможностями доступа для потенциальных конкурентов;
- составом участников: покупателей, посредников, продавцов;
- государственным таможенным, тарифным и налоговым регулированием.
ФАС не признает монопольно высокой цену:
- отображающую расходы на инновационную деятельность по улучшению качества товара, минимизацию вреда экологии и подобные мероприятия (ст.13 ФЗ №135);
- находящуюся в пределах государственного тарифа;
- не превышающую цену, сформировавшуюся на аналогичном рынке,
установленную на бирже при соблюдении п.5 ст.6 ФЗ №135.
К необоснованно завышенным могут быть причислены только цены, превышающие:
- совокупность расходов на изготовление и реализацию материальных благ;
- цены, которую сформировала конкурентная среда на сопоставимом рынке.
Механизм завышения цен
Повышение необоснованно, если:
- расходы поставщика неизменны, либо их рост несопоставим со скачком цен;
- прежним остался состав поставщиков и заказчиков;
- условия обращения товара не претерпели изменений.
Неснижение цен противоправно, если:
- производственные расходы существенно снизились;
- состав участников рынка диктует снижение цены;
- условия обращения товара, тарифное регулирование и налогообложение способствует снижению цены.
Монопольно низкая цена товара
Заниженная закупочная цена устанавливается на уровне, который:
- не покрывает издержек поставщиков на изготовление, транспортировку, продажу материальных благ;
- существенно ниже цены, сформировавшейся на аналогичном рынке (ст.7 ФЗ №135).
Цена доминирующего закупщика не признается заниженной, если:
- она установлена в пределах государственного тарифа;
- равна или превышает цену, сформировавшуюся на аналогичных рынках;
- ее установление не могло повлечь ограничение конкуренции.
Механизм занижения цен
Определяется как:
- снижение ранее установленной закупочной цены в условиях, когда производственные и другие базовые расходы, состав участников рынка и условия товарооборота остались неизменными;
- неповышение цены товара, издержки на изготовление которого существенно увеличились, а другие характеристики рынка остались неизменными либо способствуют повышению цены.