Монополистические действия и ограничение конкуренции

Монополистические действия и ограничение конкуренции - преступные деяния в экономической сфере. Монопольное снижение (повышение) цен, ограничение доступа или конкуренции, противозаконная борьба и устранение из нее действующих субъектов, поддержка (установление) единых цен - все это уголовно наказуемо.

 

монополитическая деятельность

 

Монополистические действия и ограничение конкуренции: законодательная база


В законодательстве многих стран есть ответственность за ограничение конкуренции в торговой деятельности и монополизацию в определенной отрасли. Не стала исключением и Россия, в уголовном кодексе которой предусмотрены следующие статьи:


1. Статья 178 рассматривает вопросы, непосредственно касающиеся ограничения конкуренции и монополий. Монополистические действия, которые подразумевают установку заниженных или завышенных цен, а также ограничение рыночной конкуренции (в том числе устранение других субъектов деятельности, поддержание или установка единых цен) подразумевают штрафные санкции с размером от 200 до 500 МРОТ или в объеме заработной платы осужденного (другого лица) в период от 2 до 5 месяцев. Более суровый вариант - арест на период в 4-6 месяцев или тюрьма - до пяти лет.


Совершение таких же действий, но уже группой лиц или их повторение подразумевают штраф (размер 500-700 МРОТ) или лишение свободы (можно получить срок до 2-5 лет).


Описанные выше деяния могут быть усложнены применением (угрозой) насилия, повреждением (уничтожением) имущества, вымогательством и так далее. Все это наказывается лишением свободы на период 3-7 лет. При этом возможна конфискация имущества.


закон и монополистическая деятельность2. Статья 180 предусматривает наказание за противозаконное товарного знака, принадлежащего другому субъекту. Данное нарушение - прямая недобросовестная конкуренция. Это объяснимо, ведь знаки обслуживания, название точек происхождения, товарные знаки - все это индивидуально. Все права закреплены в Законе, а по ГК РФ возможно их применение только при согласии обладателя прав.


По сути, при таком виде преступления другое лицо незаконно использует товарный знак, название места, где изготавливается продукция, знак обслуживания и так далее. Обязательные признаки такого преступления - неоднократность деяния из-за существенного ущерба. Четкий размер законом не устанавливается.


Если преступление повторяется неоднократно, а в качестве последствий выступает крупный ущерб за незаконное применение индивидуальных отличий, то можно ожидать повышенную ответственность.


3. Статья 181 рассматривает проблемы, связанные с нарушение правил создания пробирных клейм. В объективную часть преступления можно включить - изготовление и сбыт продукции, применение государственного пробирного клейма, работы по подделке последнего.


К слову, процесс изготовления пробирных клемм и их применение - это государственная монополия. Клеймение обязательно для всех созданных на территории РФ драгоценностей (как правило, ювелирных изделий), предназначенных для реализации, а также импортируемых в Россию драгоценностей и прочих изделий из драгметаллов для продажи.


Преступление фиксируется после того, как оно уже было совершено. При этом факт наступления вреда от последствий в учет не берется. Обязательный признак такого правонарушения - личная заинтересованность. Форма - прямой умысел.


4. Статья 182 рассматривает ситуацию и наказание в отношении заведомо ложной рекламы. Объективная сторона нарушения закона - использование в рекламе открытой лжи в отношении услуг или товаров, а также в сторону продавцов или исполнителей, причинивших подобный ущерб. Как следствие, состав преступления может охватить действия, которые совершены участниками экономической деятельности.


Ущерб, который причинен потребителям услуг и товаров по причине применения ложной рекламы, должен быть существенным. При этом в законе строгого оценочного признака попросту не существует.

 

Монополистические действия и ограничение конкуренции: сущность преступлений

 

Если приводить разъяснение к существующему нарушению, то здесь стоит выделить два основных деяния:

 

1. Ограничение доступа на рынок, его разделение, устранение конкурентов (субъектов экономической деятельности) и так далее.


2. Установление монопольных завышенных или заниженных цен.


При таком преступлении наступлении вредных последствий нет никакой нужды, то есть признавать ничего не нужно - нарушение закона является формальным. Субъекты преступной деятельности - лица в возрасте от 16 лет.

 

особенности монополистической конкуренции
Статья 178 уже не нова и первоначально в ней были задействованы положения УК РСФСР статьи 154.3. В отличие от старой статьи незаконные деяния, связанные с выставлением завышенных (заниженных) цен, рассмотрены лишь как вариант совершения действий монополистической направленности. В статье устранены специальные виды наказания, предусмотренные за несоблюдение предписаний антимонопольных органов. В юридически-технической статье установлено несколько составов преступления, ограниченных по ряду признаков:


- по ограничению конкуренции и совершению монополистических действий;
- по квалификационным признакам различной степени тяжести.


Главная цель статьи 178 - оптимизировать работу товарного рынка и обеспечить уголовно-правовую охрану порядка. При этом сводится к минимуму риск недобросовестной конкуренции и монополии в сфере рыночной деятельности. Отдельное место занимает еще одна задача статьи - защитить интересы и права граждан и страны, которые не являются субъектами хоздеятельности.


Статья 178 охватывает все отношения, связанные с рыночными отношениями и конкуренцией, в которых принимают участие иностранные и российские структуры, субъекты публичного права и даже физические лица.
Монополистические действия определяются как те, которые напрямую противоречат действующему законодательству. Сюда относится деятельность или бездействие определенных субъектов. К данной категории можно отнести структуры исполнительной власти, муниципального управления и так далее.


Стоит отметить, что в 1995 году был выпущен Федеральный закон, в котором прописывались все нюансы государственных монополий. В нем устанавливался особый порядок взаимоотношений, который подразумевал участие естественных монополий, а именно субъектов (юрлиц), играющих особую роль в производстве или продаже товаров. Под этим понималось такое состояние рынка, когда удовлетворение спроса было эффективнее при отсутствии на рынке конкуренции со стороны других субъектов. Еще один признак в том, что продукция, которая изготовлена представителями естественной монополии, не может быть заменена другим товаром, что позволяет по собственному усмотрению регулировать стоимость.


Законодательно установлена целая группа сфер деятельности, в которых актуальна монополия. К таковым можно отнести - транспортировку нефти, перегонку нефтепродуктов по трубопроводам, услуги по передачи электроэнергии, услуги, предоставляемые транспортными терминалами, почтовой и электрической связью, портами и так далее.


Важный момент - монопольно завышенная цена. К данной категории можно отнести стоимость продукции (товара), которая устанавливается участником предпринимательской деятельности. Последний может быть монополистом на товарном рынке или выступать в роли доминирующего предприятия. Основная цель - компенсироваться собственные затраты, вызванные неполным применением мощностей в производстве и получении новой прибыли по причине снижения качества продукции.


монополия и ограничение конкуренцииВ свою очередь, монопольно заниженная цена - стоимость продукции, которую устанавливает субъект предпринимательской деятельности. Главная задача - компенсации расходов или получение прибыли за счет реализатора (продавца). У данного термина есть и второе определение, в котором монопольно заниженная цена - это стоимость продукции, приводящая к убыткам от реализации данного товара. Цель в этом случае - ограничить конкуренцию и вытеснить другого субъекта с рынка.


Особого внимания заслуживает и сам факт доминирующего положения. Здесь речь идет об экономическом субъекте, который не имеет заменителя. При этом он способен воздействовать на условия обращения продукции на рынке товаров или усложнить процесс допуска других товаров. В роли доминирующего признается тот субъект, часть которого на рынке составляет от 65% и больше.


Факт ограничения конкуренции - вид монополии, когда в процессе деятельности грубо нарушаются права других участников рынка. Сюда же относится соответствующие действия субъектов РФ (в том числе и местных структур), а также заключение договоров субъектов друг с другом.


Объективной стороной монополистических сделок является:


- принятие решений по изменению стоимости;
- распространение цены в границах, которые определены доминирующим положением на рынке  товаров;
- применение цены без каких-либо льгот;
- доминирование на рынке и так далее.


Подобные преступления, как правило, совершаются умышленно. Основная цель - недоопустить, устранить или ограничить конкурентов с основной целью - повысить прибыль и (или) ограничить свои затраты.

  • Монополистические действия
  • ограничение конкуренции
  • сущность монополистических действий
  • сущность ограничения конкуренции
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP