Морская накладная

определение морской накладнойМорская накладная - бумага (вид документа), который выступает в качестве подтверждения факта наличия договора перевозки по морю, а также погрузки (принятия) товара перевозчиком.

Морская накладная - особый вид соглашения, по которому перевозчик берет на себя обязательство привезти груз к получателю (прописан в документе). Морская накладная не относится к товарораспорядительным или оборотным документам. Получить груз могут только указанные в бумаге лица. Как правило, к накладной прилагается ряд сопроводительных бумаг.

Сущность морской накладной

При перевозке груза морем есть множество коносаментов, наряду с которыми появились и другие транспортные документы. По своей сути они аналогичны бумагам, которые оформляются при перевозке других типов грузов. Ранее они носили следующие названия - линейные, океанские или морские накладные. Можно встретить также другое наименование - фрахтовые расписки. Чтобы избежать путаницы, все определения были заменены одним термином - морская накладная.

Причина появления морской накладной - множество нововведений коммерческого и технического характера, увеличение масштабов деятельности монополий, массовый скачок банкротств различных компаний, мошенничество и так далее. Вот откуда возникло стремление корректировать транспортную документацию. В сфере перевозки, торговых отношений и банковских операций морские накладные как бы сосуществуют вместе с коносаментами.

морская накладная

Среди характерных особенностей каждого из документов можно выделить:

1. Перевозки по коносаменту характеризуются единообразием в отношении перевозчиков по морю. Что касается морской накладной, то она не представляет или олицетворяет товар. Данный документ не имеет распорядительной функции. Его задача - лишь подтвердить факт наличия договора перевозки товара, указанного в бумаге. Другими словами, морская накладная - расписка перевозчика, в которой содержится подтверждение о принятии груза.

2. В случае с коносаментом кредитор должен найти своего должника, чтобы последний исполнил свои обязательства. При этом коносамент и товар перемещаются в порт отдельными путями. Кредитор может узнать о прибытии заказа посредством механизма, сформированного банковской сделкой и соглашением купли-продажи. Для получения своего товара кредитор должен предъявить оригинальный документ (коносамент).

Что касается морской накладной, то она идет в порт одновременно с грузом и на одном корабле. Следовательно, снижаются риски потери или задержки товара по времени. Все, что требуется от получателя - подтвердить свою личность. Вся остальная информация уже есть в накладной.

3. Реальность совершения сделки во многом зависит от наличия оригинального варианта коносамента. Уверенность в успехе хочет иметь каждый из участников сделки (банк, покупатель, продавец). При этом многое зависит от перевозчика, который отвечает за правильность описания товара в коносаменте, выдачу товара соответствующему лицу, доставку и так далее.

4. Оформление морской накладной позволяет "убрать" держателя коносамента - лица, которое является наиболее ненадежным участником для перевозчика груза. Это возможно, благодаря включению в накладную пункта о возможности принятия груза тремя различными лицами. Так, получение реально от имени владельца груза, получателя или лично (от своего имени).

Морская накладная: плюсы и минусы для участников сделки

Если раньше имел место отказ от применения морской накладной, то сегодня все больше участников перевозки заинтересованы в оформлении такого документа. При этом позиции каждого из них можно объяснить:

1. Отправители грузов. Одна из основных задач для грузоотправителя - организовать четкую систему передачи права распоряжения товаром во время транспортировки и поиск удобных форм увязки с пожеланиями всех участников оборота. В случае с морской накладной вносится специальная команда NODISP, которую можно оставить или зачеркнуть. Если слово вычеркнуто, то отправитель передает контроль над товаром, прописанному в накладной получателю. В свою очередь, сам товар выступает в роли обеспечения.

Факт контроля появляется у получателя с момента предоставления перевозчиком морской накладной. До момента, пока отправитель не передаст контроль над товаром, его позиция сильнее, чем позиция отправителя груза по коносаменту. Таким образом, применение морской накладной является более удобным.

Морская накладная идеальна для следующих видов отправлений:

- в ходе реализации которых возможны разные варианты договоров о платеже;
- между отделениями транснациональных компаний (корпораций) в случае когда платеж проходит в упрощенном виде;
- при совпадении получателя и отправителя груза.

разгрузка товара в порту
2. Получатели груза, как правило, заинтересованы:

- в исключении возможности у отправителей товара сделать переадресацию груза, направляющегося к месту назначения;

- в получении права требовать от перевозчика возмещения убытков при недостаче, утере или повреждении товара. При наличии морских накладных защитить свои интересы много проще;

- в наличии доказательств по отношению к выплате задолженности кредитору и,как следствие, ликвидации его обеспечительного интереса в обременительном имуществе.

После введения морской накладной пропадают финансовые и правовые проблемы, которые имеют место по причине различного времени прибытия корабля с грузом или документами. Последние, как правило, могут отправляться раньше посредством почтовых отправлений.

3. Перевозчик. Эта сторона заинтересована в устранении существующих осложнений, имеющих место в процессе перевозки и связанных с различным временем доставки груза в порт. В роли источников таких осложнений, как правило, выступает товарораспределительная функция коносамента. При этом многие используют коносамент не по причине удобства, а из-за традиции. Наличие дифференцированного подхода позволяет решать многие вопросы еще на этапе зарождения.

В морских накладных находят свое отображение так называемые Гаагско-Висбийские правила, которые неизменно становятся частью документа. Такие сделки применяются к любому договору, по которому перевозчик выплатил фрахт и обязался выполнить перевозку груза по морю.

банки и морские накладные4. Банки. В случае применения коносамента за перевозчиком остается возможность потребовать от получателя товара возмещения убытков. Это главная причина, почему банковские учреждения не очень рады своему участию в коносаменте в роли получателей товара.

По правилам банковских учреждений груз нельзя отправлять на адрес банка без предварительного согласия последнего. Если же и происходит такое нарушение, то представители банка-участника могут отказать в принятии товара, ведь всю полноту ответственности и риска должна брать сторона-отправитель.

Банки предпочитают работать с коносаментом на предъявителя, даже несмотря на увеличение рисков мошенничества или опасности утраты груза. При использовании морских накладных банки согласны с упоминанием их имени, ведь сама природа таких бумаг гарантирует этой стороне сделки определенное спокойствие. Банковское учреждение четко понимает особенности передачи груза и условия передачи права собственности.

К наиболее популярным формам платежа стоит отнести инкассо товарных бумаг и документарный аккредитив. Для открытия последнего банк может пойти на предоставление покупателю кредитных средств. В этом случае именно банковское учреждение будет выступать в качестве получателя груза, а клиент (кредитополучатель) является всего лишь Notify party, то есть уведомляемой стороной.

Морская накладная создавалась, как доказательство наличия соглашения о перевозке груза. Такой документ оформляется между двумя сторонами - отправителем и перевозчиком. Как следствие, перевозчик не может потребовать возмещения убытков от получателя товара. Итог - сохранение контроля над грузом со стороны банковского учреждение и снижение рисков к минимуму. С другой стороны, покупатель обязуется вернуть банку оформленный у него кредит перед тем, как кредитор отдаст ему деливери-ордер.

5. Страховщики. Эта сторона в меньшей степени заинтересована в морской накладной (если сравнивать с банками). Объяснить это можно с той позиции, что для них есть только один критерий оценки документа - суброгация. Страховые компании не устраивает, что в документе нет должной стабильности в области права. Объяснить это опасение просто. Перевозки редко попадают под действие Гаагско-Висбийских правил, а ведь последние являются гарантией для страховщика в обеспечении минимальных требований, а также удержания сроков давности.

страховщики и морская накладнаяОдносторонняя распечатка документа (морской накладной) создает страховым компаниям ряд сложностей. К примеру, когда подается регрессивный иск на перевозчика, у страховщика нет необходимых данных об условиях конкретного соглашения. В свою очередь, поиск необходимых для оформления условий уменьшает и без того минимальные сроки юридических манипуляций для защиты личных интересов.

Для сравнения при коносаменте получатель груза может оформить иск на перевозчика, и потребовать возмещения убытков в случае потери груза или его повреждения. Если же перевозка осуществляется на основе морской накладной, то данное право остается, но оно является неустойчивым.

  • морская накладная
  • сущность морской накладной
  • плюсы и минусы морской накладной
X

Комментарии (2)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP