Недискреционная политика

Недискреционная фискальная политика - процесс автоматической корректировки налогов, государственных расходов и сальдо по причине циклических изменений общей прибыли. Недискреционная фискальная политика подразумевает автоматическое снижение (повышение) чистых налоговых платежей в госбюджет во время падения (роста) ВВП. Данный фактор, как правило, оказывает положительное действие на экономику и позволяет ей быстрее справиться с кризисом.

 

недискреционная фискальная политика определение

 

Недискреционная фискальная политика: сущность

 

Результатом колебаний совокупной прибыли в границах цикличности может стать как появление дефицита, так и излишков бюджетных средств. При этом процесс может происходить автоматически, без какой-либо регулировки извне. Основное действие при этом оказывают встроенные экономические стабилизаторы.

 

типы недискреционной фискальной политики
Фискальная политика, которая предполагает корректировку объемов государственных затрат, сальдо и налогов в автоматическом режиме по результатам циклических изменений рынка, носит название недискреционной. Ее суть заключается в автоматическом росте чистых поступлений налогов в государственный бюджет в период увеличения ВНП или же снижении их объемов в случае падения валового национального продукта. Все это полезно для экономики и способствует ее стабилизации.


В сфере недискреционной фискальной политики часто встречается такой термин, как автоматический (встроенный) стабилизатор. По своей сути это механизм в сфере экономики, который позволяет уменьшить диапазон колебаний уровней выпуска и занятости без изменения экономического вектора развития всей страны в целом.
В роли таких стабилизаторов выступают такие направления, как система социальной помощи, предполагающая выплату пособий нуждающимся, и прогрессивная система стягивания налогов. Степень стабильности в сфере экономики зависит непосредственным образом от объемов бюджетных излишков (дефицита), возлагающих на себя функции своеобразных «амортизаторов», снижающих негативные воздействия совокупного спроса.


Сегодня есть несколько видов автоматических стабилизаторов. К таковым можно отнести:


- подоходный налог;
- пособие, выплачиваемое по безработице;
- социальные платежи;
- косвенная группа налогов (сюда стоит отнести в первую очередь НДС).


Во время спада экономики активность стабилизаторов может послужить падению поступлений в бюджет, дефициту последнего и активному росту объемов социальных выплат.


Встроенные стабилизаторы часто «смешиваются» с другими элементами, оказывающими влияние на рыночный механизм. К таковым элементам можно отнести перелив капитала из менее востребованных в наиболее прибыльные (рентабельные) отрасли, гибкость ценовой политики, создание потребительского спроса (с учетом текущего и будущего дохода) и так далее. На самом же деле эти инструменты часто различаются.

 

Недискреционная фискальная политика: механизм действия, плюсы и минусы

 

Механизм действия встроенных стабилизаторов на экономическую сферу можно рассмотреть на простом примере. Первое, что нужно учесть - действие подоходного налога. Если в стране начинает снижаться спрос на инвестиции, то за ним обязательно пойдет снижение совокупного (общего) спроса. Это, в свою очередь, может привести к снижению равновесной прибыли Y. При наличии действующей ставки t на прибыль налоговая функция принимает форму: T = Ta+tЧY. По формуле видно, что размер мультипликатора будет тем меньше, чем больше параметр t.

 

НДС выступает в качестве обеспечения встроенной стабильности. Процесс происходит следующим образом. В период рецессии объемы продаж снижаются, так как НДС относится к косвенным налогам и является составляющей стоимости товара. Снижение стоимости приводит к уменьшению налоговых отчислений в бюджет страны. При проявлении активности в экономике общие доходы, наоборот, возрастают, что повышает поступления от роста косвенных налогов. Как следствие, экономика нормализуется.


Некоторые процессы происходят и в сфере совершения выплат по бедности и безработице. В случае спада объемы таких отчислений увеличиваются, ведь многие люди остаются без работы, а общие доходы снижаются. В случае роста экономики наблюдаются обратные процессы - сверхзанятость и увеличение объемов доходов. По сути, данные пособия выполняют роль трансфертов, то есть "инъекций" в экономическую сферу. Своевременное совершение платежей позволяет увеличить доходы и, соответственно, затраты. Это, в свою очередь, выступает стимулирующим фактором для экономики страны. Снижение общего размера выплат в случае бума будет оказывать подавляющее действие.

 

цели фискальной недискреционной политики
Рост встроенной стабильности в сфере экономики имеет и другой аспект - противоречие долгосрочным планам фискальной политики страны, а именно закрепление стимулов к росту потенциала и увеличения предложения факторов производства. Стимулирования можно добиться путем снижения налоговых ставок. Но такие действия неизбежно приводят к появлению излишка и дефицита. В итоге снижается уровень встроенной стабильности.
Сами встроенные стабилизаторы не способны убрать причины циклических изменений в равновесном ВНП, а лишь ограничивают диапазоны этих колебаний. На базе отчетности о циклических излишках или дефиците бюджета сложно сделать вывод по качеству фискальной политики в целом, ведь факт несбалансированности бюджета не улучшает общую занятость в экономике, а возможен при любом уровне выпуска. Вот почему встроенные стабилизаторы могут сочетаться с мерами фискальной политики, нацеленными на создание полной занятости.


Главные преимущества недискреционной фискальной политики:


1. Наличие эффекта мультипликатора, то есть все инструменты отличаются мультипликативным эффектом влияния на объем равновесного выпуска.


2. Отсутствие задержек (внешних лагов). На практике внешний лаг - промежуток времени, который имеет место между принятием определенных решений в отношении фискальной политики и возникновением реальных результатов таких изменений. Когда правительство приняло решение по изменению фискальной политики, мероприятия вступают в силу, а результат можно увидеть достаточно быстро.


3. Автоматическая стабилизация. Большой плюс недискреционной фискальной политики - наличие встроенных стабилизаторов, которые работают в автоматическом режиме. При этом правительству не обязательно принимать дополнительные меры по стабилизации экономики. Весь процесс сглаживания происходит в автоматическом режиме.


недостатки политики недискреционного типаМинусы недискреционной фискальной политики:


1. Появление эффекта вытеснения. Его суть заключается в том, что часть общего объема производства вытесняется по причине снижения объема инвестиционных затрат из-за увеличения ставки процента. Это возможно, благодаря проведению специальной стимулирующей политики.


2. Возникновение внутреннего лага - периода между появлением острой необходимости во внесении изменений в фискальную политику и, соответственно, принятием такого решения. Последнее слово всегда за правительством страны, но ввести изменения в действие невозможно без предварительного обсуждения и согласования всех спорных вопросов на законодательном уровне.


На все обсуждения и согласования уходит определенное время. Кроме этого, они могут вступить в силу не сразу, а лишь с начала следующего года. За данный промежуток времени могут произойти определенные изменения в экономике. К примеру, сами меры разрабатывались в период рецессии, а вступили в силу, когда в стране начался существенный подъем. Как следствие, стимулирование может стать причиной «перегрева» в сфере экономики и провоцирования инфляции. Итог - не налаживание, а дестабилизация экономики. Ситуация может быть и обратной, когда правительство продумывало сдерживающую политику в период активного роста, которая, в свою очередь, вступила в силу уже во время спада.


3. Наличие неопределенности имеет прямое отношение к проблемам идентификации в экономике. Зачастую сложно вычислить момент, когда закончится период рецессии и начнется период восстановления, а небольшой подъем превратится в перегрев. В различные циклы желательно применять разные виды политики. С одной стороны, могут понадобиться стимулирующие меры, а с другой - сдерживающие. Если ошибиться с направлением и выбранными мерами, то уже через время это приведет к еще большим проблемам.


4. Рост дефицита бюджета. Многие сторонники теорий рациональных ожиданий и предложения считают главным минусом фискальной политики - рост трансфертов и государственных закупок, то есть затрат бюджета и снижения налогов. Все это ведет к росту дефицита госбюджета. Вот почему «рецепты» регулирования в финансовой сфере («дефицитное финансирование») получили столь большую популярность. При этом вопрос финансирования дефицита госбюджета до сих пор является одним из основных для специалистов по макроэкономике.

  • недискреционная фискальная политика
  • сущность недискреционной фискальной политики
  • плюсы и минусы недискреционной фискальной политики
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP