Непроизводственная инфраструктура

Непроизводственная инфраструктура - элемент общей инфраструктуры, который не имеет связи непосредственно с производственным процессом. Сюда можно отнести высшее и школьное образование, подготовку кадров, вопросы здравоохранения и так далее.


Непроизводственная (социальная) инфраструктура - группа учреждений (предприятий, объектов, зданий), которые обеспечивают жизнедеятельность населения и нормальные условия производства гражданина. Непроизводственная инфраструктура позволяет сформировать интеллектуально и физически развитое общество, в котором каждый индивид будет активным и способным выполнять различные задачи.

 

особенности инфраструктурного комплекса
Непроизводственная инфраструктура - комплекс видов деятельности и отраслей хозяйствования, способствующих покрытию общественных и личных потребностей человека через предоставление определенных услуг.

 

Сущность и структура непроизводственной инфраструктуры

 

Основной признак выделения непроизводственной инфраструктуры в отдельную ветвь означает, что:


- инфраструктура создает общие и оптимальные условия для общественного воспроизводства;
- имеет сложную структуру, в которой есть свои объекты, звенья и части.


Каждый объект непроизводственной (социальной) инфраструктуры отстроен с целью создания оптимальных условий для покрытия определенных потребностей населения, общества в целом и производственных процессов.

 

непроизводственная сфера
Непроизводственную инфраструктуру можно условно поделить на две части:


- социально-бытовую. Ее цель - создать оптимальные условия для воспроизводства каждого человека (гражданина) с позиции биологического существа, то есть через бытовую среду. Сюда можно отнести такие элементы, как торговля, общепит, бытовое обслуживание, ЖКХ и так далее;


- социально-культурную. Здесь основной упор делается на развитие интеллектуальных и духовных свойств личности, укрепления его физической формы, а также формирование необходимого уровня активности, отвечающего потребностям общества в целом. В данном секторе главное внимание отводится  таким ветвям, как образование, искусство и культура, спорт, культовые сооружения и так далее.


По своей роли, как экономической категории, непроизводственная инфраструктура является отражением производственных отношений, касающихся создания оптимальных условий для жизнедеятельности и экономического развития страны в целом. То есть главной целью является общественное воспроизводство.


Эффективность непроизводственной инфраструктуры при создании таких условий во многом зависит от имеющегося потенциала в экономике, который определяется современным состоянием, наличием соответствующих ресурсов и так далее.


Основные элементы социальной инфраструктуры - набор ключевых фондов, к которым относятся сооружения, здания и коммуникации, а также их техническое оснащение. Общая стоимость основных фондов непроизводственной инфраструктуры, как правило, составляет около 30-40% фондов экономики страны в целом или предприятия (если речь идет о непроизводственной инфраструктуре конкретной компании).


Все объекты различаются по подходам, что позволяет разбить непроизводственную инфраструктура на три основных блока:


- инфраструктура, связанная с интеллектуальной, политической, общественной и культурной деятельностью. Сюда относятся различные общественные организации, объединения, ассоциации, образовательные и культурные объекты, работа в СМИ и так далее;


- инфраструктура, направленная на укрепление, сохранение и восстановление физической составляющей общества (его здоровья) - охрана, туризм, соцобеспечение, спорт, культура и так далее;


- инфраструктура в сфере бытового и коммунального обслуживания - пассажирский транспорт, общепит, связь и так далее.

 

социальная инфраструктура компании
В социальную (непроизводственную) инфраструктуру предприятия входят такие объекты, как медицинские пункты и поликлиники, буфеты и столовые, учреждения бытового обслуживания и дома, институты и ПТУ, детские ясли и сады, спортзалы и стадионы, базы отдыха и санатории, клубы и библиотеки.

 

Непроизводственная инфраструктура: функции, финансирование

 

Все функции социальной инфраструктуры можно условно разделить на две категории:

 

1. Глобальные функции, которые подразумевают удовлетворение задач общества в целом, а именно:


- создания оптимальных условий для демографического развития;
- воспроизводство рабочей силы, отвечающей уровню развития и потребностям производства;
- эффективное применение имеющихся трудовых ресурсов;
- сохранение (улучшение) физического здоровья людей;
- обеспечение нормальных бытовых и жилищно-коммунальных условий жизни людей;
- улучшение и сохранение здоровья населения;
- оптимизация использования людьми своего свободного времени.


2. Функции непроизводственной инфраструктуры на уровне предприятия заключаются в следующем:


- внесение изменений в половую, профессиональную, возрастную и профессиональную структуру коллектива, снижение текучести специалистов и повышение общего уровня образования;


- снижение рисков травматизма в производственном процессе, профилактика различных заболеваний, связанных с тонкостями деятельности;


- улучшение условий быта каждого из работников предприятия, а также повышение качества культурного и социального обслуживания (возведение детских учреждений, жилья и так далее);


- оптимизация условий труда, а именно уменьшение вибраций, загазованности, запыленности и так далее, сохранение трудоспособности на протяжении длительного времени;


- выполнение задач по развитию творческой и трудовой активности людей;


- решение возникших социальных проблем, которые могут выходить за пределы каждого конкретно взятого предприятия.

 

формы финансирования
Развитие непроизводственной инфраструктуры включает в себя решение следующих задач:


- решение проблем с жильем, которые касаются самых широких слоев населения;


- оптимизация развития социальной инфраструктуры, а также повышение ее уровня;


- создание оптимальной культурной сферы жизнедеятельности, а также улучшение экологических условий обитания;


- увеличение объемов услуг и товаров, а также повышение производительности каждого отдельно взятого работника;


- формирование оптимальных гарантий, обеспечивающих социальную защищенность всех групп населения (молодежи в том числе);


- покрытие потребностей людей в услугах и товарах на фоне увеличения платежеспособности граждан.


При этом одни из главных вопросов - качественное финансирование объектов непроизводственной инфраструктуры. Данную ветвь можно дифференцировать на два вида:


- отрасли, которые работают и развиваются посредством собственных ресурсов. В этом случае идет ориентация на получение дохода от деятельности и хозрасчет. Сюда можно отнести бытовое обслуживание и сферу общепита;


- отрасли, которые проводят работу за счет различных потребительских фондов (коллективных, территориальных и централизованных).


В последнее время сфера непроизводственного обслуживания становится на «рельсы» самофинансирования, что позволяет сделать вывод о низком уровне удовлетворения потребностей общества. Итогом данного явления становится ограничение финансирования в сфере льготного и бесплатного обслуживания, снижение затрат и так далее.


На практике финансирование непроизводственной инфраструктуры всегда происходило по двум основным каналам - отраслевым или территориальным. При этом качество развития социальной сферы зависит от того, насколько каждая из отраслей может выйти на самообеспечение необходимыми ресурсами на покрытие имеющихся задач.


У отраслевого принципа есть свои минусы. Так, не комплексное применение подведомственных объектов приводит к распылению имеющегося капитала. При этом подчиненности каждого из сооружений (объектов) различных организациям усложняет процесс решения непроизводственных проблем. Много проще, если вопрос находится под контролем отдельно взятого предприятия, которое своими силами покрывает нужды работников в социальном обеспечении.


Что касается территориального канала финансирования, то он в большей степени поддерживается со стороны местного городского бюджета. Здесь минус очевиден - ограниченность ресурсов, что препятствует нормальному развитию непроизводственной инфраструктуры.


Зачастую бюджет не способен покрыть основные задачи общества в социальной сфере. С другой стороны, именно государство должно брать на себя функции защиты интересов граждан и необеспеченных слоев населения в частности. Именно в задачи государства входит обеспечение получения полного объема услуг гражданином. Вот почему полный переход объектов на самостоятельное финансирование данной секции инфраструктуры пока невозможен.


Оптимальным вариантом видится сосуществование нескольких основных фондов - на государственном уровне, федеральных и частных фондов, а также объектов, имеющих территориальную структуру. Главная роль в решение основных задач отводится компаниям, которые могут брать на себя большую часть затрат на содержание данных объектов, их реконструкцию и возведение зданий.

  • непроизводственная инфраструктура
  • сущность непроизводственной инфраструктуры
  • социальная инфраструктура
  • функции непроизводственной инфраструктуры
  • финансирование непроизводственной инфраструктуры
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP