Реклама представляет собой совокупность не личных форм коммуникации, которая выражается в использовании современных средств массой информации на платной основе. Реклама реализуется в следующих формах: телевидение, журналы, плакаты, газеты, рекламные щиты, брошюры, радио и листовки. Реклама имеет много разновидностей носителей информации. Реклама в банковской сфере делится на имиджевую и продуктовую.
Имиджевая реклама - реклама деятельности банка в целом.
Продуктовая реклама - презентация определённого банковского продукта.
Виды рекламы банка
Целесообразно выделить такие средства (виды) рекламы самого банка и предоставляемого спектра продуктов (услуг):
- печатная реклама в СМИ;
- радио-реклама;
- теле-реклама;
- наружная реклама - любая реклама, которая размещается на специальных конструкциях, щитах, плакатах, экранах, расположенных на фасадах сооружений;
- внутренняя реклама - размещена внутри помещения банка - рекламная информация (листовки, бюллетени);
- реклама в транспорте или на нём;
- реклама в качестве предоставления сувенирной продукции (авторучки, карандаши, папки, блокноты, конверты, брелоки, календари, визитки, упаковочная бумага, которые содержат некоторые элементы торгового знака и выполнены в фирменных цветах);
- интернет-реклама (WEB-сайт банка с информацией о нём и банковских продуктах);
- прямая реклама - буклеты, брошюры, полученные по почте, реклама по телефону.
Пропаганда и PR банков
Пропаганда и РR (связи с общественностью) - это процесс стимулирования положительных публикаций о успешной деятельности банка, его продуктах на условиях непрямой рекламы.
Среди основных средств РR выделяют следующие:
- спонсорская деятельность – представляет собой финансовую поддержку культурной, образовательной или спортивной деятельности, позволяет улучшить имидж банка, повысить его доходы и привлечь новых клиентов. Спонсорство застаёт потребителя в некоммерческой (обыденной) ситуации, в результате чего снижается барьер недоверия между потенциальными клиентами и банком;
- благотворительность и меценатство – выражается в оказании безвозвратной, безвозмездной помощи;
- паблисити (пропаганда) - распространение различного рода взглядов и идей о человеке, товаре или услуге, которые появляются в СМИ, с целью создания определенных представлений потребителей;
- пресс-конференции, публичное подписание договоров, дни открытых дверей;
- распространение брошюр, листовок, буклетов, содержащих рекламную информацию о банке;
- подготовка и продвижение пресс-релизов в СМИ;
- участие в конкурсах, выставках, презентациях.
Стимулирование сбыта - использование средств воздействия на потребителей путём проведения различных акций, розыгрышей, конкурсов с целью кратковременного увеличения объёмов продаж. Есть разные формы стимулирования клиентов. Через мгновенный премиальный товар, конкурсы и призы, специальную аукционную тарифную систему, льготные условия на определённый продуктовый ряд.
Личные контакты - это непосредственные адресные коммуникации с клиентами. Этот вид коммуникаций направлен на установление партнерских отношений.
Отличительная особенность этой формы продвижения банковского продукта заключается в том, что она направлена именно на отдельного клиента.
Личная продажа предусматривает прямое (индивидуальное) взаимодействие между банком и клиентом.
Применение банками мерчендайзинга
Мерчандайзинг - это система стимулирования сбыта путём создания благоприятной атмосферы для клиентов в банке. Это так называемая бессловесная форма коммуникации. Корпоративный стиль, продуманный и удобный интерьер, прежде всего, для клиента, необходимая справочная информация, освещение, оптимальные размеры помещения - всё это атрибуты мерчандайзинга. К сожалению, отечественный маркетинг недостаточно уделяет внимания принципам реализации мерчандайзинга именно в банковской сфере. От того, как клиент воспримет банк снаружи и изнутри, то есть почувствует удобство и привлекательность экстерьера и интерьера, зависит формирование его предпочтений и отношение к банку в целом. То как клиент чувствует себя внутри банка, во многом влияет на приобретение необходимых продуктов (услуг) именно в этом банке в будущем.
Чёткое определение места реализации банковских услуг упрощает оценивание, а следовательно, и выбор банка со стороны клиента. Поэтому состояние прилегающей к банку территории предусматривает постоянный порядок и чистоту, наличие вывески и фирменных знаков, фиксируемых на фронтальной стороне банка, желательно наличие паркинга (стоянок для автомобилей).
Подсветка и акустика в помещении банка привлекают, направляют внимание и создают приятную атмосферу; цветовой спектр повышает эстетическое восприятие банка изнутри, а также может использоваться для разграничения зон реализации банковских продуктов (услуг). Для того чтобы при входе в банк клиент сразу сориентировался, что ему делать, в помещении учреждения должны быть указатели.