Облигация "зеро"

Облигация «зеро» - бонд (долговая бумага, облигация), которая отличается наличием нулевого купона, то есть отсутствием периодических купонных выплат. Владелец такой бумаги может рассчитывать лишь на один вид дохода, а именно разницу между двумя ценами долговой бумаги (покупки и последующей продажи). Покупка облигации «зеро», как правило, производится по цене, которая ниже нарицательной (номинальной). В дальнейшем инвестор дожидается срока погашения и продает бумагу по номиналу, получая таким способом прибыль.

 

облигация зеро, дисконтная облигация
Облигация «зеро» (с нулевым купоном) - долговая бумага, которая практически не подвержена реинвестиционным и процентным рискам. Это объясняется тем, что стоимость долговой бумаги увеличивается по мере приближения к дате покрытия (погашения).

 

Облигация «зеро»:история, сущность

 

Создание ценных бумаг, имеющих нулевой («зеро») купон - одна из наиболее интересных инноваций в сфере долговых бумаг. Несмотря на свою простоту, эти активы являются весьма полезными для инвестора. В частности, покупатель облигации может решить сразу несколько задач - хеджировать риски, реализовать свои цели портфельного управления, разработать широкий спектр синтетических инструментов. Активы с купоном «зеро», а особенно те, которые взяты из эмиссий казначейских облигаций, в первую очередь интересны финансовым инженерам и достойны внимания.


Сущность облигаций zero coupon bond проста. Как упоминалось, в этом долговом инструменте не предусмотрены платежи по купону. Зато купить облигацию можно с хорошим дисконтом (скидкой) к номиналу. Часто такие облигации носят название «дисконтных». Несмотря на отсутствие начисления процентов, стоимость таких облигаций постоянно растет за счет увеличения стоимости посредством приближения к дате погашения. Как только достигнут срок исполнения, за облигации с купоном «зеро» выплачивается нарицательная цена.


Есть мнение, что облигации «зеро» являются чем-то новым. На самом деле это не так. Казначейство Соединенных Штатов осуществляет эмиссию дисконтных инструментов довольно давно. При этом срок действия каждого из них минимален. В частности, в продаже есть казначейские векселя на 13, 26 и 52 недели. На практике такие инструменты относятся к активам с купоном «зеро».

 

виды облигаций с нулевым доходом
Поддержка долговых бумаг с купоном «зеро» со стороны казначейских долговых бумаг появилась сравнительно недавно. Сами же активы с нулевым процентом возникли еще раньше. В роли эмитентов при этом выступали крупные компании и муниципальные структуры. Отличие было лишь в том, что масштабы эмиссии были минимальными. Но через время муниципальные долговые бумаги с «купоном» зеро сыграли в развитии рынка не меньшую роль, чем казначейские активы.


Первые долговые инструменты с нулевым купоном и периодом погашения от года и более появились в 1982 году. В качестве компании-эмитента выступила Merrill Lynch, давшая оригинальное название своему продукту - «тигры». Сначала предприятие приобрело обычные активы Казначейства США и разделило их на два финансовых потока. Далее при поддержке банка-попечителя были созданы специальные трасты, в которых и выпускались паи («тигры»). Эмитированные активы компания распространяла исключительно среди своих клиентов. Казначейство США не участвовало в эмиссии «тигров», но полностью их обеспечивало.


Благодаря существующим преимуществам и выгодам нулевых облигаций, рынок последних развивался огромными темпами. При этом упомянутые выше «тигры» не остались одинокими и скоро почувствовали серьезную конкуренцию. Так, инвестиционные банки начали выпуск новых инструментов - появились «кошки», «львы», «орлы», «собаки» и так далее.


Что касается вторичного рынка такой продукции, то он не отличался большой ликвидностью, ведь в роли единственного дилера выступала компания, выпустившая эти активы. Для решения текущей проблемы группа дилеров под управлением First Boston Corporation запустила общий вид облигации «зеро» на основе казначейских обязательств. Такие активы получили название - Treasury Receipts или расписка казначейства.


Возможность применения нулевых купонов для управления налоговыми льготами и рисками сделали эту продукцию по-настоящему привлекательной для вкладчиков. Как следствие, активы быстро набрали популярности. Уже к 1985 году общая нарицательная цена обращающихся на рынке активов достигала ста миллиардов долларов.


история создания облигаций "зеро"В истории создания облигаций «зеро» было еще несколько интересных моментов:


- во-первых, банки покупали обычную облигацию, «обдирали» ее и формировали серию с нулевым купоном. В дальнейшем эти активы продавались населению,


- во-вторых, популярность долговых активов с купоном «зеро» была беспрекословной. Повышение спроса на облигации с нулевым купоном привело к росту объемов покупок Казначейских облигаций, которые выступали своеобразным «сырьем» для дальнейшего создания «нулевок». Рост спроса на «обдираемые» долговые бумаги приводил к росту цен на правительственные бумаги и снижению их прибыльности. До 1982 года Казначейство не занималось «обдиранием» облигаций, но уже в 1984 году была создана своя программа под называнием «STRIPS». С первых же дней она стала популярна и применялась в дальнейшем на постоянной основе.

 

Облигации «зеро»: риски и причины популярности

 

Несмотря на отсутствие купонных выплат, облигации zero coupon bond получили широкое распространение у инвесторов. Объяснить это явление проще всего с позиции рисков, которым подвергается владелец долговых активов. К таковым можно отнести - процентный риск, риск реинвестирования, кредитный риск, риск долгосрочной оплаты, а также риск покупательской силы. При этом у каждого из рисков есть свои особенности:


1. Процентный. Здесь речь идет о риске изменения стоимости долговой бумаги после покупки, что может повлиять на доходность актива и размер процентных ставок.


2. Кредитный. В данном случае речь идет о риске, подразумевающем неспособность заемщика выполнить свои обязательства. В такой ситуации держатель не получает основную сумму и купонные выплаты.


3. Отзывной. Сущность риска досрочной оплаты заключается в том, что инвестор раньше срока совершит платежи по основной сумме займа (частично или полностью). Этот же вид риска можно назвать реинвестиционным, ведь полученные раньше выплаты можно реинвестировать по большему проценту.


виды рисков для облигаций зероИнструменты Казначейства - перспективные долговые активы, позволяющие эффективно управлять основными видами рисков - кредитным и процентным. Здесь есть несколько объяснений:


1. Они выпускаются с различным периодом погашения - от нескольких суток до тридцати лет. При этом вне зависимости от срока эти инструменты обладают большой ликвидностью. Это значит, что любой потенциальный инвестор сможет найти эмиссию, срок действия которой подходит конкретно для его задач и целей инвестиционного портфеля. В дальнейшем он может приобрести нужное число долговых бумаг с минимальными издержками.


2. Долговые бумаги Казначейства не боятся кредитного риска и инвестор может не обращать внимания на данный вид опасности. Даже для «отзываемых» эмиссий данный вид риска отсутствует.
С другой стороны, не все гладко. Несмотря на ряд преимуществ и уникальные характеристики, большая часть Казначейских активов подвержены реинвестиционному риску. Но именно этот вид риска не опасен для облигаций с нулевым купоном. Сущность долговой бумаги такова, что по ней не осуществляется периодических выплат. Как следствие, инвесторы, выбравшие свой период действия долгового актива, ничем не рискует. Получается, что покупатель облигаций «зеро» не боится кредитного, процентного и реинвестиционного рисков.


Устранить с помощью "зеро" не удается лишь один вид риска - покупательской силы. Суть риск заключается в том, что после покупки актива конечная прибыль инвестора может иметь разную покупательскую способность. Главная причина - вероятная инфляция, предсказать которую не всегда возможно. Единственный выход - создать такую облигацию «зеро», которая будет иметь конечную цену с учетом индексации будущей инфляции. К слову, подобный вид долговых бумаг не пользуется популярностью в США, но востребован на рынках Европы.

 

облигации с нулевым купономДолговые активы «зеро» показывают немалую пользу при решении вопросов управления рисками. Также применение долговых бумаг - шанс получить неплохие налоговые выгоды. К моменту появления активов в налоговом кодексе было предусмотрено начисление налогов на проценты. В случае с облигациями «зеро» процентные платежи совершаются в момент погашения. Как следствие, налоги начисляются с небольшой задержкой, то есть являются отсроченными.


Особый вид отсроченных налогов выглядел не так привлекательно (налоги все равно приходилось оплачивать), но зато имеющиеся на руках деньги можно было использовать для решения других задач. К слову, такая процедура стягивания налогов уже не используется. Нынешние правила стягивания налога с «нулевых» облигаций подразумевают особый подход, прописываемый в специальных положениях.

  • облигация "зеро"
  • история облигаций "зеро"
  • сущность облигаций "зеро"
  • риски облигаций "зеро"
  • причины популярности облигаций с нулевым купоном
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP