Подоходный налог с предприятий существует во многих странах, а в РФ он называется налогом на прибыль организаций. К списку его плательщиков относятся юрлица, которые функционируют на общих принципах налогообложения. Взыскание налога устанавливается Налоговым кодексом РФ.
Согласно статистике за январь-июль 2015 г. подоходный налог с предприятий обеспечил поступление 20% фискальных доходов бюджета РФ, что значит о его большой роли в экономике.
Этот вид налога относится к федеральному и изымается в размере 20% с превышения доходов над расходами предприятия. При этом 18% из них перечисляются в местный бюджет, а 2% - в федеральную казну. Однако, расчёт этого платежа не отличается простотой. Технически все начинается с заполнения налогоплательщиком декларации с агрегированной информацией о доходах и расходах. Она сдаётся в налоговые органы в сроки, установленные государством. При этом можно вносить правки в декларацию из-за обнаруженных ошибок, и штрафные санкции применяться не будут.
Нюансы расчета налога
Наибольшая сложность при калькуляции — корректное измерение объекта налогообложения. Это непросто учетная прибыль, полученная в соответствии со стандартами РСБУ, а всего лишь размер преобладания доходов над расходами.
Важно, что не все доходы и расходы берутся во внимание, полное их перечисление указано в Налоговом кодексе, при этом не стоит забывать ключевой нюанс.
К примеру, если отдельный вид дохода не включен в перечень необлагаемых и облагаемых доходов, то он неизбежно входит в расчетную базу налога. Одновременно к затратам причисляются только хозяйственно обоснованные и подтверждённые первичными документами затраты. Также существует множество лимитов на размер конкретных групп затрат. Например, издержки на выплату кредита учитываются только в диапазоне рыночных тарифов в среднем за промежуток времени, а масштаб расходов на маркетинг не может быть больше 1% от выручки, любое превышение практически увеличивает размер налога.
Перспективы развития
Хотя этот тип налога используется везде в мире, он имеет такие критические недостатки:
- сложность калькуляции — контролирующие органы вынуждены использовать больше денег на взыскание, а бизнесу приходится увеличивать расходы на привлечение опытных специалистов;
- антимотивационная природа платежа — многим выгоднее утаивать свои доходы, искусственно создавая убытки и не делиться 20% прибыли с государством;
- из-за него бухгалтерии нужно подсчитывать постоянные и переменные разницы между бухгалтерским и налоговым учётом, что увеличивает издержки.
В реалиях глобализированного мира все чаще бизнес-единицы регистрируются в фискальных гаванях. Налоговым органам стоит задуматься о наиболее комфортной фискальной атмосфере для бизнеса, чтобы не достигнуть критической ситуации, при которой огромная часть налогоплательщиков имела легальную приписку в оффшорной зоне.