Оптовый центр - группа компаний (предприятий), которые сгруппированы на общем участке земли, находящемся в собственности различных фирм. Пространственная концентрация складских помещений и баз позволяет уменьшить общие расходы на организацию объектов инфраструктуры рынка, более эффективно применять территорию, повысить параметр коэффициента оборачиваемости, сделать рациональным применение транспорта, оптимизировать маршруты перевозки и так далее.
Оптовый центр: сущность, место в классификации
Оптовая торговля отличается от розницы наличием крупных соглашений поставки. По условию таких сделок сторона-продавец (поставщик) берет обязательство передать покупателю (заказчику) определенный объем товара в оговоренные договором сроки. Полученный товар может использоваться для бизнес-деятельности и в иных целях, которые не связаны с домашним, семейным или персональным (личным) применением. Гражданский кодекс РФ, как правило, определяет оптовый вид торговли с позиции применения или не применения товара для решения предпринимательских задач.
Появление оптовой торговли вызвано разделением труда в обществе, развитием товарно-денежных отношений, появлением узкой специализации во многих отраслях и сферах, потребностью быстро реализовать большие объемы товара и довести их до потребителя. Есть и финансовые причины. Мелкий производитель, имеющий финансовые ресурсы, не способен сформировать и удерживать на «плаву» компанию прямого маркетинга. Более того, в большинстве случаев он направит деньги на развитие предприятия, а не на создание оптовой торговли.
К характеристикам оптовых торговцев можно отнести:
- большие объемы сделок;
- низкое внимание к стимулированию сбытовой деятельности и месторасположению компании. Это обусловлено тем, что основная задача оптовика - работа с профессионалами, а не с потребителем.
Оптовая торговля может вестись:
- крупными компаниями («купцами»-оптовиками), имеющими полный цикл взаимодействия с клиентами;
- предприятиями с незавершенным циклом обслуживания. Ассортимент может быть узкоспециализированным или широким. В эту категорию можно отнести брокеров, агентов, оптовиков-организаторов, оптовиков-коммивояжеров и так далее;
- магазинами-складами;
- складскими организациями больших промышленных и розничных компаний;
- крупными объединениями, занимающимися оптовой и розничной продажей. В данной структуре часто выделяются отдельные склады и предприятия, имеющие юридическую самостоятельность;
- оптовыми компаниями, работающими по принципу «плати и забирай».
К основным формам оптовой торговли относится:
- торговля на оптовых рынках;
- торговля в оптовых центрах;
- торговля с оптовых складов.
Наиболее востребованной и активно развивающейся формой оптовой торговли является создание оптовых центров. Такую форму торговли часто называют «оптовый магазин». Но сам термин «магазин» подразумевает ведение розничной торговли. Задача же оптового центра в другом. Здесь сочетается работа складского помещения и магазина. В итоге покупатель может действовать на принципах самообслуживания с большими партиями опта.
Сущность оптового центра проще понять на примере. Есть компания, которая занимается оптовой торговлей канцелярии и оборудования для офисных помещений. Руководство выстраивает торговый зал, где на многочисленных витринах, полках и стеллажах размещена продукция. Ее особенность - форма опта и готовность к продаже. Рядом установлен единичный образец, по которому покупатель может оценить, какой оптовый товар он получит. С учетом своего отношения к продукции (понравилась, не понравилась) формируется дальнейший заказ.
Появлению оптовых центров и других мест для оптовых продаж способствовало несколько факторов:
- увеличение производства товара на крупных предприятиях, а также удаление последних от конечных потребителей;
- повышение объемов изготовления товара про запас, а не только для выполнения уже заключенных соглашений;
- рост числа промежуточных пользователей и заводов-изготовителей;
- необходимость приспособления продукции к нуждам конечных покупателей с позиции упаковки, количества и разновидности товара.
Оптовый центр: задачи, функции, преимущества и недостатки
Такая форма торговли позволяет решать целый ряд задач. Оптовый центр:
- направляет поток товара непосредственно от изготовителя к покупателю. Большая часть материальных благ становится важной только потому, что оптовая сфера переносит их в удобные места;
- берет на себя функцию хранения и реализации излишков, необходимых для организации точных и своевременных поставок конечному потребителю при различных уровнях спроса;
- устраняет временные разрывы, которые имеют место между потребителем и изготовителем товара. К примеру, такие объекты сделки, как свекла, зерно, картофель и прочие скупаются сразу после сбора с полей и реализуются при появлении соответствующего спроса и достижения необходимой цены. Такой подход позволяет убрать проблему излишков и дефицита товаров, а также устранить вероятные ценовые колебания;
- способствует появлению спроса на продукцию. Любое изделие становится максимально ценным, когда на него есть спрос, то есть появляется покупатель. В большей степени функцию поиска потребителя берет на себя оптовый центр;
- помогает приспособиться рынку к меняющемуся уровню спроса. Производитель наблюдает за уровнем спроса на тот или иной товар и запускает производство при наличии покупателя;
К функциям оптового центра можно отнести:
- в отношении покупателей - оценка основных критериев рынка (спроса и предложения), совершение продаж и общее стимулирование сбыта, складирование товара, связывание производственной и торговой сферы, накопление и реализация продукции, разбивка больших партий на мелкие, кредитование, доставка продукции и так далее;
- в отношении поставщиков - инвестиционное обеспечение процесса движения товара, эффективное обслуживание в сфере маркетинга, снижение коммерческих рисков, организация процесса перехода прав на изготовленную продукцию и так далее.
К преимуществам торговли через оптовые центры можно отнести:
1. Сочетание розничной и оптовой торговли. Благодаря этой опции повышается объем товарооборота, увеличивается объем покупателей. Главное требование - наличие разрешающего документа (лицензии или патента). Часто оптовую торговлю можно вести только при наличии указанных бумаг. Кроме этого, если в оптовом центре планируется осуществлять розничную торговлю, то покупка ККМ (контрольно-кассовых машин) обязательна.
2. Улучшение покупательской способности, благодаря внедрению самообслуживания для клиентов. С позиции психологии эта система имеет массу преимуществ и мощных инструментов воздействия на покупателя:
- наличие визуального контакта не только с одной единицей товара, выставленной в качестве образца, но и оптовой партией в таре (упаковке);
- получение свободного доступа ко всем имеющимся в компании товарам. Покупатель психологически ощущает себя потенциальным владельцем товара, что ускоряет процесс совершения покупки;
- шанс скорректировать заказ с учетом имеющихся запасов товара;
- высокая скорость реализации сделки купли-продажи. После принятия решения о покупке персонал оформляет сделку документально, производит расчеты и оказывает помощь в погрузке.
3. Обеспечение контроля наличной продукции покупателем. К примеру, клиенту необходимо 200 коробок товара, но на складе есть только 160 пачек, и возможности замещения продукции нет. В такой ситуации продавец ставится в известность об имеющихся «пробелах» в товаре и может устранить их.
Есть у оптовых центров и ряд недостатков:
1. Организовать такой вид бизнеса - сложная задача, которая связана с большими затратами. Для ведения деятельности понадобится дорогое оборудование - техника, стеллажи, специальная тара и так далее. Ключевой момент - презентабельность. Придется потратиться на ремонт и обустройство помещения, позволяющее производить клиентам выгодный осмотр.
2. Отличительная черта оптового центра - органический поток продукции. Если клиенту необходимо больше товара, чем есть на складе, важно иметь налаженную логистику с предприятием-производителем. К сожалению, не все оптовые центры способны разработать правильную политику в сфере планирования и пополнения запасов.
3. Инвентаризация в оптовом центре - трудоемкий процесс. Этот фактор - главный недостаток популярной формы торговли. Инвентаризация в помещении, которое целый день открыто для посетителей, почти невозможна. Чтобы реализовать процесс, необходимо прекратить продажи, и закрывать доступ для посетителей.
Оптовые центры пользуются популярностью при организации опта средних и малых компаний, работающих в сфере продаж:
- пищевых продуктов, табачных изделий и напитков;
- одежды и обуви;
- бытовых приборов, металлической посуды, домашней мебели, канцелярских принадлежностей и прочего бытового оборудования;
- строительных материалов,
- фармацевтической продукции и так далее.