Сговор

Сговором в финансовой сфере считается соглашение фирм и компаний о монополизации рынка, фиксировании цены на товары и услуги и распределении между собой сферы влияния на рынки. Сговор между компаниями позволяет значительно увеличить прибыли, установить монополию на производимые ими товары и услуги, а также не дать появиться новым компаниям в данной отрасли.

 

Виды сговоров


Виды сговоровКомпании, заключая соглашение, договариваются о фиксировании цен на товары, раздела рынка и затрат на рекламу. Такое соглашение называется картелем. Компании, принимающие участие в этом соглашении способны получить максимальную выгоду от участия в том случае, если они действуют как одна фирма. Они монополизируют рынки сбыта. Объединение в картели считается противозаконным.


Еще один вид сговора — это молчаливый сговор. Его разновидностью является ценовое лидерство. Компании, участники сговора, выбирают ценового лидера, стоимость товаров и услуг, которого берется за основу. Обычно лидером является крупнейшая компания из участников сговора. Остальные фирмы поменьше удерживают цены на свои товары исходя из цены на товары лидера.

 

Условия для сговора


Обычно в сговор вступают компании, которые уже несколько лет тесно сотрудничают на рынке, доверяют друг другу. Достаточно часто руководители этих фирм знакомы между собой. Существует ряд условий, которые способствуют сговору:


• на рынке определенного товара или услуги работает ограниченное количество фирм;
• компании не делают коммерческой тайны из процесса производства и ценообразования;
• компании имеют схожие методы производства и издержки связанные с ним;
• в отрасли есть фирма-лидер;
• внедрение на рынок новой компании затруднен;
• стабильность рынка товаров и услуг;
• незаинтересованность государства в централизованной борьбе против соглашений такого типа.


Несмотря на то, что сговоры в финансовой сфере имеют место, однако, достаточно быстро компании выходят из соглашения или о нем становится известно.


Причины распада сговора:


• различие в спросе и уровне издержек фирм, участниц сговора. Чем больше разница по этим двум показателям между компаниями, тем труднее определить единую стоимость товара или услуги;
• чем больше компаний участвует в сговоре, тем сложнее прийти к соглашению;
• некоторые фирмы занимаются мошенничеством внутри соглашения, например, снижают цены на свои товары;
• экономический спад в отрасли грозит распадом соглашения. Компании пытаются уменьшить влияние кризиса за счет конкурентов;
• внедрение в отрасль новой фирмы провоцирует снижение цен и возникновение конкуренции;
• антимонопольное законодательство, которое устанавливает жесткие рамки для таких случаев.

 

Сговор на организованных рынках


Сговор на организованных рынкахТакой сговор оказывается очень выгодным для фирм-поставщиков. Закупщики приобретают товар по завышенным ценам, и при этом цена может не соответствовать качеству. При процедуре закупок фирмы могут вступать как в явный, так и не неявный сговор.


Явный сговор заключается в том, что компании объединяются между собой и устанавливают единую цену на свой товар. При этом они ориентируются на стоимость товара крупнейшей компании в их альянсе. Также в процессе сговора вырабатывается общая стратегия поведения компаний на рынке и исключено попадание на рынок компаний с более низкой ценой на аналогичные товары.


В процессе неявного сговора компании принимают решения самостоятельно, при этом ориентируясь на сигналы, подаваемые компаниями, находящимися в сговоре и ориентируясь на ситуацию во время торгов.

 

Сговор компаний, выступающих одновременно продавцом и покупателем


Часто в сговоре доминирует компания, которая является крупнейшей компанией в отрасли. Если компания выступает главным продавцом, то, скорее всего, она является и главным покупателем. Например, компания является монополистом в сфере продажи компьютерной техники. Эта же компания является главным покупателей компонентов и комплектующих компьютеров.


Для такого вида сговора характерно:


• наличие небольшого количества крупных компаний;
• существенные трудности для новых компаний при попадании в отрасль;
• компании имеют значительный ряд предложений от продавцов.


Когда на рынке доминирует несколько крупных покупателей, то это может привести к тотальному контролю рынка этими компаниями, установку своих правил. Часто продавцы не имеют альтернатив продажи своих товаров другим фирмам, не состоящим в сговоре. Если они не могут продать свой товар крупным фирмам, то продавать свой товар становиться просто некому.

 

Сговор на рынке монопсонии


Сговор на рынке монопсонииМонопсония дословно переводиться как «один покупатель». Это такая ситуация, когда на рынке есть множество продавцов и только лишь один покупатель. Именно он диктует ценовую политику.


Наиболее характерна монопсония для рынка труда. Есть множество людей, желающих устроится на работу, и одно предприятие, которое диктует свои требования к кандидатам на должность.


Для такого сговора характерны следующие особенности:


1. Доминантой на рынке монопсонии является покупатель. Именно под его влиянием формируется спрос на товары, а также управление ценами.


2. У продавцов нет других покупателей, кроме доминирующей компании. Обычно такие случаи большая редкость. В реальности у всех продавцов есть альтернативные покупатели для своих товаров.


3. Выход на рынок других компаний часто бывает затруднен. Это помогает компании сохранить статус единственного покупателя на рынке. Препятствиями могут быть различного рода разрешительные документы, лицензии, патенты и прочие документы. Многие компании просто не в состоянии получить этот перечень документов.


Для государства является приоритетной задачей попытаться снизить вероятность вступления компаний в любой вид сговора. Сговоры негативно отражаются на финансовой ситуации в государстве и приводят к необоснованному удорожанию товаров и услуг.

  • Сговор
  • Виды сговоров
  • Условия для сговора
  • Сговор на организованных рынках
  • Сговор на рынке монопсонии
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP