Ограничение объема аудита

Ограничение объема аудита – невозможность реализации всех мероприятий уже начавшейся аудиторской проверки в объеме, который аудитор счел нужным для подготовки обоснованного заключения или отчета. Является следствием объективных факторов или умышленных действий.

 

Противодействие аудиту

 

Может быть оказано руководством, учредителями проверяемого субъекта хозяйствования, сторонними лицами. Факты препятствования работе аудитора со стороны администрации характерны для ситуаций, когда проведение проверки:

 

  • навязано учредителями;
  • является обязательным в силу ст. 5 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

 

Противодействие обычно имеет неочевидный, скрытый характерПротиводействие обычно имеет неочевидный, скрытый характер. Может заключаться в:

 

  • предоставлении не всех первичных документов отчетности;
  • ограничении периода выборки проверяемых документов;
  • препятствовании направлению запросов к контрагентам проверяемого субъекта;
  • противодействии инвентаризации товарных ценностей.

 

На текущий момент отраслями административного и криминального права не установлена ответственность за противодействие работе аудитора. Это пробел законодательства. В случае непредставления аудиторского заключения в составе годовой бухотчетности в порядке, оговоренном п.1 ст.23 Налогового кодекса, плательщику вменяется правонарушение, предусмотренное ст.126 названного кодекса.

 

Ограничения, имеющие объективный характер

 

Аудиту изначально присущи ограничения касательно возможности обнаружения искажений финансовой отчетности. Причины определены п. 7 – 8 Постановления Правительства РФ №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»:

 

  • применение выборочных методов оценки;
  • несовершенство систем финансового учета и контроля.

 

Кроме того, преобладающая часть полученных аудитором доказательств не могут считаться исчерпывающими, а лишь служат косвенными доводами.

Фактором, ограничивающим надежность выводов аудитора, является неизбежная субъективность его мнения, основанная на профессиональном суждении касательно:

 

  • сбора доказательств;
  • определения сути аудиторских процедур;
  • установления временных рамок выборки, объема применяемых процедур;
  • подготовки выводов, в том числе, касательно оценочных значений, примененных руководством компании в ходе подготовки бухотчетности.

 

Стандарты аудита определяют обязательные процедуры на случай выявления:

 

  • обстоятельств, увеличивающих риск искажения финансовой и бухотчетности (например, сделка с аффилированным лицом);
  • признаков сговора или иного обстоятельства, увеличивающего вероятность искажений.

 

Отказ в содействии проведения аудита может рассматривает как препятствование проверкеВследствие ограниченных возможностей получения доказательств касательно сделок с аффилированными лицами ПП РФ №696 предписана необходимость реализации особых мероприятий, в том числе:

 

  • получение от контрагента аудитируемого лица подтверждения условий и суммы проведенных ими операции;
  • изучение сведений о контрагенте;
  • подтверждение или обсуждение подозрительной сделки со сторонними лицами, которым было о ней известно – банками, поручителями, налоговыми агентами.

 

Будучи субъектом предпринимательства, а не представителем органа власти, аудитор может получить доступ к такой информации только при содействии руководства аудиторуемого лица и его контрагента. Отказ в содействии может рассматривает как препятствование проверке.

  • Ограничение объема аудита
  • противодействие аудиту
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP