Распределение налогового бремени – разделение груза обязательств по оплате налогов и пошлин между налогоплательщиками исходя из принципов справедливости и целесообразности.
Подходы к распределению фискального бремени
Согласно концепции платежеспособности объем обязательств налогоплательщика перед бюджетом должен определяться исходя из его доходов и благосостояния. Эта идея отображена в ст. 3 Налогового кодекса как один из принципов налогового права.
Воплощением концепции платежеспособности во многих странах являются прогрессивные ставки подоходного, а также имущественного налога. В России законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ был отвергнут. Ст. 406 НК дифференцирует ставки налога на недвижимость исходя из ее кадастровой стоимости.
Концепция налогообложения публичных благ. Налоги – это плата общества за предоставление государством и муниципалитетами разнообразных благ, таких как правопорядок, образование, медицинское обслуживание. По-возможности следует вводить целевые налоги: те, кто получают большую выгоду от публичной услуги, должны оплачивать ее предоставление. Пример реализации идеи – налог на добычу ископаемых (гл. 26 НК).
В РФ также действует целевой транспортный налог (гл. 28 НК). Примечательно, что ранее взимаемый общефедеральный сбор полностью зачислялся в дорожные фонды, а нынешний региональный направляется в доход субъекта РФ без специального целевого назначения (ст. 56 Бюджетного кодекса).
Основные начала распределения фискального бремени в РФ
Их перечень оговорен ст. 3 НК:
- гарантируется всеобщность налогообложения и его равенство;
- сборы не должны устанавливаться произвольно;
- их взыскание не может иметь дискриминационный характер;
- недопустима дифференциация ставок сборов для организаций-плательщиков разных форм собственности.
Схемы и алгоритмы распределения фискального бремени определяются целями законодателя:
- сглаживание социального неравенства;
- эффективное наполнение казны;
- подавление развития одних сфер деятельности (например, организация азартных игр) и стимулирование других.
Распределение реального бремени налогообложения
Это реализованная или потенциальная возможность переложения части фискального бремени на другого участника хозяйственных отношений. Выделяют предусмотренное и не предусмотренное государством перераспределение. Первый вид касается косвенных налогов – НДС и акцизов. Тогда как прямые налоги взыскиваются в виде процента от прибыли/оборота, непрямые устанавливаются в форме надбавки к цене/тарифу.
Пример: субъект хозяйствования, реализующий товар потребителю, устанавливает цену с учетом НДС. Предприниматель-налогоплательщик по существу, выступает сборщиком подати. Реальный налоговый груз несет потребитель. Схема выгодна правительству, поскольку взыскивать налоги с предпринимателей организационно проще, дешевле и надежней, чем с потребителей.
Прямые налоги считаются неперелагаемыми. Но при определенной конъюнктуре рынка фискальное бремя может быть перенесено.
К примеру, по ст.24 и 230 НК работодатель обязан уплатить НДФЛ с зарплаты сотрудников.
Товаропроизводитель закладывает издержки на оплату НДФЛ в стоимость товара. В итоге достоверно определить, кто из экономических субъектов (сотрудник, предприниматель, потребитель) и в какой мере несет фискальное бремя весьма сложно.
Практика показала: чем эластичнее кривая спроса и чем менее гибка кривая предложения, тем большее фискальное бремя ложится на конечного потребителя.