Переориентация торговли – совокупность изменений, которые возникают в международных торговых отношениях в результате формирования зон свободной торговли, а также таможенных объединений.
Концепция переориентации торговли
Понятие «переориентации торговли» обычно рассматривается в контексте теории международной интеграции. Стратегия внешнеторговой политики должна быть ориентирована на:
- создание зон свободной торговли – государственных объединений, в которых торговые отношения не сдерживаются таможенными пошлинами, количественными квотами на импорт;
- создание таможенных союзов с ликвидацией внутренних ограничений на торговлю, выравниванием цен на импортируемую продукцию для стран, входящих в союз;
- создание экономического/валютного союза с отменой факторов, которые сдерживают движение товаров в странах-участницах объединения;
- развитие единого рынка – высшая степень торговой переориентации, которая предусматривает свободные торгово-рыночные отношения между странами.
Переориентация торговли – положительное и отрицательное влияние на экономику
Торговая переориентация вызывает целый ряд положительных последствий для микро-, макроэкономики. К ним относят:
рост конкуренции между странами-участницами на фоне повышения качества продукции, установления оптимальных цен на товар;
- расширение производства и товарооборота внутри конкретной страны, входящей в союз;
- сокращение расходов (благодаря отмене таможенных сборов, пошлин, упрощению процедуры импорта и т.д.);
- увеличение объемов иностранных инвестиций .
Отрицательные эффекты переориентация торговли:
- отток финансов из конкретной страны с целью поддержки экономически слабого государства, входящего в союз;
- риск возникновения олигополии с захватом рынка наиболее сильными участниками союза, которые будут диктовать цены на товар/группу товаров;
Тем не менее, переориентация торговли – это перспективный вектор развития государства, который максимально упрощает торгово-рыночные отношения и способствует росту экономики внутри страны.