Потеря эффективности от налогов – уменьшение чистой выгоды от налоговых поступлений для государства и общества вследствие снижения объема потребления и производства продукции. В результате налогообложения часть товаров, которая поступила бы на рынок при отсутствии налогов, не выпускается, поскольку оказывается ниже необходимого уровня эффективного использования ресурсов.
Концепция оптимального налогообложения
Основной функцией налогов является наполнение государственного бюджета. Побочно налоговое бремя оказывает значимое влияние на поведение участников рынка. Они стремятся ограничить объем изготовления либо потребления налогооблагаемой продукции, заменить ее необлагаемым аналогом, а при возможности – переложить фискальное бремя на зависимого участника рыночных взаимоотношений. Реальная схема распределения налогового бремени определяется не только законодательным механизмом взыскания налогов, но и конъюнктурой рынка.
При отсутствии налогов продавцы и покупатели заключают сделки с наибольшей для себя пользой (эффективностью, выгодой). Необходимость уплаты налога искажает спрос и предложение. Это обязательство понуждает каждого из участников по-другому оценить потенциальную сделку и при ее заключении сместится из наиболее эффективной позиции в иную, менее выгодную.
Степень отклонения от начальной точки, уровень потери полезности и эффективности в этом случае отражает избыточное фискальное бремя. Этот показатель демонстрирует, насколько больше от взыскания налога потеряла экономика, чем приобрел муниципальный или государственный бюджет.
Концепция эффективного налогообложения опирается на три базовые категории:
- избыточное налоговое бремя;
- безвозвратные потери эффективны для экономики;
- потеря эффективности от налогообложения.
Критерием оптимизации налоговой системы является минимизация избыточного фискального бремени (потерь).
Методы анализа потери эффективности от налогов
Формула расчета таких потерь: X=½T²PQE, где:
- T – ставка налога, включенная в цену товара;
- P – равновесные цена на единицу продукции;
- Q – объем продаж;
- E – эластичность спроса к цене.
Приведенная формула демонстрирует квадратную зависимость потерь общества от избыточного налогообложения. При повышении ставки налога выше оптимального уровня сумма реальных поступлений в бюджет будет уменьшаться за счет сокращения налогооблагаемой базы.
Чтобы воспрепятствовать искажению рыночного механизма спроса/предложения и перетеканию капитала из одной сферы в другую, следует обеспечить равномерное распределение избыточного налогового бремени по всем типам товаров. Для этих целей применима формула Дж. Рамсея: T1E1= T2E2, где:
- T – ставка налога, включенная в цену товара;
- E – эластичность спроса к цене.
Согласно формуле минимизация и оптимизации безвозвратных потерь возможна, когда заложенная в цене товара налоговая ставка обратно пропорциональна эластичности спроса. Поскольку невысокая эластичность характеризует товары первой необходимости, очевидно, что облагаться налогом должны именно они.
С точки зрения обеспечения эффективности налогообложения самым простым решением проблемы мог бы стать паушальный налог, взыскиваемый в одинаковом размере с каждого плательщика. Поскольку избежать его уплаты невозможно, налог не влиял бы на поведение плательщиков.
Однако, ни паушальные налоги, ни высокие налоговые ставки на товары первой необходимости в России не практикуются. Налоговая система должна быть не только эффективной, но и справедливой (ст.3 Налогового кодекса РФ).Взысканию одинаковой суммы налогов с граждан с разным заработком, имущественным и социальным положением воспротивилось бы общество. А признание подакцизными товарами алкоголя и табачных изделий (а не продуктов питания), одобряется большинством россиян.