Товарный рынок - это система взаимодействия субъектов хозяйствования, целью которых является купля/продажа средств и готовых продуктов производства. Товарный рынок по территориальному признаку можно разделить на внутренний (в рамках одного государства), национальный (включает также экспорт и импорт) и мировой (мировая экономика в целом). Следовательно, республиканский товарный рынок – это система, в которой обращение продукции осуществляется в рамках одной республики.
Показатели, характеризирующие состояние республиканского товарного рынка
В структуре республиканского рынка товаров учитывают ряд показателей, от которых зависит товарооборот, число экономических агентов, специфика товарно-рыночных отношений и т. д. К таким показателям относят:
- Инфраструктуру рынка – совокупность субъектов рынка и организационно-правовых форм взаимодействия между ними.
- Емкость рынка – объем товаров, реализованных за период (как правило, за год).
- Долю рынка – отношение емкости рынка к его потенциальной (т.е. максимальной) емкости.
Республиканский рынок товаров – это динамически изменяющаяся система, способная к саморегуляции и достижению равновесия. При оценке стабильности республиканского рынка обычно анализируют комплекс факторов, в числе которых:
- уровень информационного обеспечения участников рынка;
- наличие складского хозяйства и торговых посредников;
- нормативные и правовые акты, регулирующие работу товарных рынков;
- тенденция к повышению качества и скороститароупаковки;
- тенденция к укрупнению хозяйственных комплексов;
- оптимизация транспортной составляющей работы рынка;
- осуществление привлечения к функционированию рынка организаций, которые смогут контролировать движение продукции, обеспечат возможность получения кредитов и займов при продвижении товара.
Фундаментальные особенности республиканского товарного рынка
Важнейшими особенностями республиканского рынка, определяющими его состав и развитие, является наличие сырьевых запасов и средств производства.
Исходя из географических факторов, каждый национальный рынок располагает определенными внутренними запасами сырья и энергоносителей. Это его первая особенность – фундаментальная база, на основе которой формируется дальнейшее воспроизводство. У таких стран, как Россия, внутренних сырьевых ресурсов достаточно, а Япония, например, ими почти не располагает. Во втором случае для развития рынка может быть только один выход – импортировать сырье из других стран. На сегодняшний день Россия является одним из лидеров экспорта сырьевых ресурсов и энергоносителей, а лидерами их импорта выступают США, Германия, Китай и Япония. И если последняя вынуждена это делать из-за ограниченности внутренних источников, остальные делают ставку на долгосрочную перспективу. Ведь, в конечном счете, запасы сырья исчерпаемы, и при истощении внутренних источников республиканский рынок попадет в зависимость от внешних рынков.
Средства производства являются орудиями создания конечной продукции, поэтому их состояние является второй особенностью рынка. Здесь большое значение придается развитию научно-технической базы. Поэтому на республиканском уровне необходимо уделять должное внимание науке, это будет являться базой для дальнейшего развития товарного рынка. Существует и альтернативный вариант – экспортировать технологии или сами средства производства, однако в этом случае республиканский рынок всегда на один-два шага будет отставать от других национальных рынков.