Биллинг означает «составление счета». Биллинг является сложным комплексом программ, который позволяет рассчитывать количество оказанных услуг, при этом подсчеты проводятся в разнообразных единицах измерения. Услуги тарифицируются и в итоге клиент получает готовый счет, где дополнительно учитываются все акции и скидки. Биллинг охватывает три основные функции: операции по расчету, предоставление информации, обслуживание финансов.
Виды биллинга
- Конвергентным биллингом называют подсистему операторского класса, обеспечивающую взаимные расчеты с заказчиком любой сети и произвольного информативного приложения.
- Автоматический биллинг является широким определением, сюда включают множество явлений: от выписки счета в банке до осуществления платежа с пластиковой карты.
- Отложенным биллингом называют биллинг, в котором расчет производят по итогу сделанных звонков.
- При помощи горячего биллинга снижают задержку списания средств, то есть увеличивается скорость взаимодействия с поставщиком услуг.
- Мобильным биллингом (смс биллингом) называют способ электронного расчета, при котором оплата услуг производится при помощи телефона.
Валютную единицу расчета между банком и всемирной системой платежей называют валютой биллинга. Когда биллинговая валюта отличается от валюты счета, происходит автоматическое конвертирование средств по валютному курсу банка.
Задачи биллинга
Главная задача биллинга — предоставить полный счет абоненту, информация о котором есть в данной биллинговой сети. Биллинговая система несет ответственность за перевод денежных средств со счета клиента на счет организации за произведенные услуги.
Биллинговые системы позволяют производить полный учет счета каждого потребителя.
- доходы;
- расходы;
- используемые услуги;
- личные тарифные планы;
- количество средств на балансе;
- скидки и акции;
- другую информацию информативного плана.
Эффективный биллинг необходим для экономии времени и операторов, и потребителей. При всем этом система биллинга должна быть максимально прозрачной, то есть клиент должен точно знать какими услугами он пользуется и сколько за это платит. Биллинговая система должна быть как можно проще и понятнее потребителям, но при этом в ней должны учитываться все установленные сервисом параметры.
Возможности биллинга
Возможности биллинга для потребителя:
- автоматизированный расчет стоимости услуг;
- возможность быстро получать услуги;
- автоматическое списание средств (абонентская плата и/или оплата услуг);
- моментальное получение детализации счета;
- возможность своевременно получать информацию о новых услугах, скидках и тому подобное;
- автоматическое зачисление бонусов и расчет скидок.
Правильно функционирующая система биллинга предоставляет возможность сотрудникам организации, использующим его, быстро получать информацию об использовании сервисов и автоматически выставлять счета потребителям. При помощи биллинга становится легко обслуживать клиентов по счетам и талонам, получать быструю оплату услуг. Биллинг производит также и оценку потребления, на основании этой информации организация может сделать выводы о спросе на различные виды услуг. Благодаря биллингу автоматизируется предоставление клиентам рекламной информации о новых акциях, услугах, тарифах.
Члены процесса биллинга:
- организации, которые производят необходимые ресурсы для биллингового процесса — поставщики биллинга;
- организации, являющиеся первичными потребителя биллинга — сотовые операторы, операторы интернет-телефонии, интернет-провайдеры, провайдеры цифрового телевидения и так далее;
- рядовые пользователи.