Собственные доходы местных бюджетов – все виды поступлений в бюджеты муниципалитетов состоят из налогов, дотаций и субсидий.
Законодательное регулирование
Рассматриваемая категория впервые применена в тексте 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» 1997 года. Собственным доходам местных бюджетов посвящена одноименная статья 7 названного закона.
Ст. 132 Конституции гарантирует организационную, финансовую самостоятельность муниципалитетов. Их полномочия должны обеспечи-ваться стабильными поступлениями из надежных источников.
Согласно ст. 34 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», бюджеты на местах признаются отдельными элементами бюджетной системы, функционирующими на принципах самоокупаемости.
Ст. 60, 61 131-ФЗ предполагает возможность выравнивания доходов муниципалитетов путем дополнительного централизованного финансирования. Делегирование муниципалитетам полномочий федеральной власти должно сопровождаться предоставлением соразмерных денежных ресурсов в форме субвенций (ст. 63 131-ФЗ).
Согласно разделу 10 Налогового кодекса к разряду местных налогов относятся налоги на землю и доход граждан, а также торговый сбор. Налоговые ставки, льготы, база обложения и порядок их уплаты устанавливаются локальными нормативно-правовыми актами. Максимальные пределы взысканий ограничены законодательно, однако усмотрение местных властей весьма значительно. Разница в налоговых ставках в отношении местных сборов в некоторых населенных пунктах РФ достигает кратных значений. Увеличение налогового бремени – ключевой способ наполнения местного бюджета.
Структура собственных доходов
В муниципальные бюджеты зачисляются:
- налог на землю, на имущество граждан – полностью;
- определенные ст. 61 – 61-5 Бюджетного кодекса доли региональных и общефедеральных налогов, размер которых зависит от типа муниципального бюджета.
К примеру, в городские бюджеты зачисляется:
- 10% налога на доходы граждан;
- 50% с/х налога;
- 100% государственной пошлины.
К неналоговым доходам муниципалитетов в силу ст. 62 БК относятся поступления от:
- использования, продажи, аренды муниципальной недвижимости и активов;
- услуг, предоставленных казенными учреждениями;
- деятельности муниципальных предприятий;
- платы правообладателей за установление сервитута в отношении муниципального имущества;
- административных и уголовных штрафов;
- платы за пользование и приватизацию лесов;
- взысканий, полученных в качестве возмещения вреда;
- принудительно изъятых активов.
Перечень безвозмездных поступлений согласно ст. 41 БК:
- дотации;
- субсидии;
- субвенции;
- межбюджетные трансферты.