Справочная цена - один из видов оптовой цены, применяемый в международной и внутригосударственной торговле. По справочной цене можно судить о фактической стоимости уже оформленных сделок. Справочные цены применяются как точка отсчета при вычислении контрактной стоимости.
Справочная цена - популярный вид стоимости при срочных операциях, когда в сделке принимают участие малые партии товаров. При проведении крупных операций справочная цена может указываться со скидкой. Английское название - Publisched price.
Справочная цена: сущность
В торговле применяется множество видов цен, каждая из которых способствует оптимизации товарооборота внутри страны и на международном уровне:
- мировая цена - определяется с учетом типа товара. С позиции сырьевой продукции - это уровень цен экспортеров и импортеров, стоимость на биржевых площадках и аукционах.
С позиции готовой продукции - это стоимость товаров крупных компаний, ориентирующихся на экспорт или изготовление продукции;
- цена предложения - прописывается в оферте и не имеет скидок. По сути, это официальное предложение стороны-продавца;
- твердая цена - стоимость, устанавливаемая в соглашении купли-продажи, которая не может меняться с течением времени;
- скользящая цена - прописывается в договоре и может корректироваться в зависимости от ряда факторов - уровня инфляции, биржевых котировок и так далее. Изменение стоимости происходит в определенный день, к примеру, при поставке или получении товара;
- базисная цена - применяется при вычислении качества или сорта товара. Такой вид стоимости должен быть согласован с двумя сторонами сделки. Этот показатель - основа для вычисления реальной цены поставляемой продукции. Базисная стоимость может меняться при изменении качества товара или с учетом условий, прописываемых в соглашении между сторонами;
- фактурная стоимость - параметр, который определяется поставочными условиями. Такой вид цены дополняется определением «Инкотермс», отражающим особенности платежей с учетом страховки, затрат на перевозку и таможенные затраты;
- справочная цена - показатель, отражающий реальный уровень сделок, которые уже заключены на конкретный срок. Этот параметр фигурирует в переговорах при установке исходной стоимости. Справочные цены можно найти в печатных изданиях ООН и прочих организаций.
Справочная цена - показатель, который является основным для покупателя и продавца при вычислении контрактной цены (указывается в документе о совершении сделки). Такой вид стоимости часто называется предварительным (ориентировочным) значением оптовой цены.
Продавец и покупатель используют справочную цену как основу при совершении сделки. На основании данного параметра формируется договорная стоимость товара.
Наличие справочной стоимости - возможность для участников сделки точно определить контрактную цену. Это возможно, благодаря отражению реального уровня фактических цен за месяц или за неделю.
На практике справочная цена определяется при совершении сделок с небольшими партиями товаров. При крупных сделках, когда в операциях участвуют большие объемы товара, к сервисной цене может применяться скидка.
Во внешней экономике сущность справочной цены двояка:
- она принимается в виде базового параметра при вычислении индекса стоимости импорта или экспорта по конкретной группе товаров. Стоимость находит отражение во внешнеторговой (национальной и международной) статистике специализированных изданий ООН;
- определяется как цена изделия с уже фиксированными параметрами и принимается за образец при определении внешнеторговой стоимости.
Периодически справочная цена подлежит пересмотру, что позволяет учесть изменение ассортимента обмена во внешнеторговых операциях.
Справочная цена: виды, особенности
Все справочные цены делятся на два вида:
- цены прейскурантов (проспектов, каталогов) - виды цен, которые публикуют компании-производители в отношении массового (стандартного) товара. При этом кратко описываются технические параметры и характеристика товара. Такой вид цен применяется как основа при оформлении сделок с покупателями;
- цены предложений - вид стоимости, который устанавливается производителем товара заказного (специального) характера. При этом согласование с потенциальными покупателями не предусмотрено. При формировании цены в учет берется рыночная конъюнктура и условия, оговоренные в соглашении.
Цены предложения часто формируются:
- на базе конкурентных цен;
- с учетом экономического эффекта, который получит покупатель после приобретения новой продукции.
При вычислении справочной цены предложения важно знать нюансы потребления товара в определенном государстве, ведь одни и те же товары могут получать разные оценки потребителей. Данные о ценах предложений должны предоставляться по запросу покупателя.
К особенностям справочной цены можно отнести:
- информирование покупателей об условиях, на которых продавец (производитель) реализует свой товар;
- отражение интересов продавца;
- ориентировочный характер, характеризующийся возможным отклонением от цен реальных сделок;
- помощь в определении цены предложения (для поставщиков) и ориентир при согласовании стоимости (для покупателей);
- разбег в показателях. Величина справочной и реальной цены сделки имеет разницу, составляющую 10-30% (здесь все зависит от рыночной конъюнктуры и типа контракта);
- справочная цена отражается в различных источниках информагентств, производителей, брокерских компаний, консультационных бюро. Такая информация общедоступна.