Спрос ажиотажный

Спрос ажиотажный - вид спроса, который возникает при острой нехватке того или иного товара. Во времена СССР дефицит был обычным делом, поэтому ажиотажный спрос имел место даже при несущественных перебоях в поставке. Основная причина ажиотажного спроса - неуверенность потребителей в надежности и регулярности снабжения. В современном мире одно из наиболее популярных проявлений ажиотажа - банковская паника.

Спрос ажиотажный - резкое увеличение спроса на определенный товар (услугу). Английское название термина - feverish demand.

Спрос ажиотажный - рыночная ситуация, когда возникает лавинообразное увеличение спроса на конкретный продукт из-за роста цены, инфляции, снижения стоимости внутренней валюты и так далее.

Спрос ажиотажный: сущность, факторы, причины

ажиотажный спросЗакон спроса заключается в том, что при росте стоимости спрос падает, и наоборот. Здесь работает три правила:

- правило дохода. Одновременно со снижением стоимости товара появляется ажиотажный спрос на него;

- правило замещения - ситуация, когда стоимость товара снижается по отношению к его аналогам с одновременным замещением. Нехватка востребованного товара (услуги) может привести к ажиотажу;

- правило убывающей предельности - дополнительный уровень полезности, который может принести каждая конкретная единица блага.

Уровень ажиотажного спроса зависит от следующих факторов:

1. Предпочтений и вкусов потребителей. Ключевую роль играют такие моменты, как воздействие рекламы, модные тенденции, качество объекта, обычаи народа и так далее. При резком изменении моды может поменяться уровень спроса на товар. На фоне дефицита он часто носит лавинообразный характер.

2. Уровень прибыли населения. Рост уровня жизни неизменно приводит к повышению спроса. Особенность данного фактора - плавное изменение, поэтому при возникновении ажиотажа имеет место текущий уровень прибыли и способность людей к покупке того или иного товара.

3. Стоимость на другие товары может влиять на уровень спроса интересующей продукции (услуги). Здесь подразумеваются цены следующих типов товаров:

- взаимозаменяемых - продукция, которая могут заменять друг друга. К примеру, если повысится стоимость кофе, то спрос на чай может вырасти. Уровень ажиотажа зависит от скачка цены и доступности чая на прилавках магазина;

- взаимодополняющих. Такие товары не могут существовать друг без друга (топливо и машины, cd-проигрыватель и cd-диски). К примеру, снижение цены на бензин может повысить спрос на машины.

ожидания потребителей4. Ожидания потребителей. Если покупатель ждет изменений стоимости на определенные товары, предрекает рост или снижение своих доходов или конкретные действия руководства страны, то его желание приобрести тот или иной товар может вырасти. К примеру, в случае инфляционных ожиданий, когда курс национальной валюты резко растет, появляется ажиотажный спрос. Люди массово скупают товары, опасаясь их будущего удорожания. В роли «жертвы» часто выступают продукты питания, бытовая техника, иностранная валюта и так далее.

5. Эффект отложенного спроса. Данный параметр связан с циклическими колебаниями спроса во времени - недельными, квартальными или годовыми. Существует три пика в году, когда вероятность ажиотажного спроса максимальна: конец старого - начало нового года, конец февраля - начало марта, конец августа - начало сентября. В первых двух случаях ажиотаж вызван праздниками, а в последнем - сезоном отпусков.

Причины ажиотажного спроса:

- распродажа;

- ожидаемая или текущая инфляция;

- дефицит того или иного товара;

- падение курса внутренней валюты;

- грядущий рост цены на  товар (услугу);

- низкое предложение на фоне большого спроса и так далее.

Спрос ажиотажный: виды и особенности

Лавинообразное повышение спроса (ажиотаж) может быть следующих видов:

1. «Продуктовый» ажиотаж. Резкий спрос возникает на какой-то один или группу товаров. Такое возможно, если ожидается перебой с поставками продукта или имеет место резкое снижение стоимости. При СССР ажиотажный спрос на продукты возникал регулярно по мере поступления товара на прилавки магазинов.

ажиотаж на технику2. Ажиотаж на технику. Сюда можно отнести резкий спрос на бытовую технику, транспортные средства и прочие смежные товары. Причиной ажиотажа может стать потенциальное удорожание товара из-за скачка курса национальной валюты. Как пример, можно привести события декабря 2014 года в России, когда на фоне резкого снижения курса рубля люди старались хоть как-то сберечь свои средства и буквально "выносили" магазины бытовой техники.

3. Ажиотаж на услуги. Повышенный спрос может иметь место и в сфере услуг, к примеру, на консультации специалиста. Такой вид ажиотажа может возникнуть после хвалебных статей в печатной прессе или положительных отзывов на ТВ в адрес компании или человека.

4. "Валютный" ажиотаж - высокий спрос на валюту из-за снижения курсовой цены внутренней денежной единицы.

5. Банковская паника - один из самых распространенных и опасных видов ажиотажа. Банковская паника - массовое снятие депозитов. Главная причина - потеря доверия к банкам и опасение вероятного банкротства, снижение курса национальной валюты, сильная инфляция и так далее.

Банковская паника может быть нескольких видов:

- на уровне одного или нескольких банков;
- среди руководства банковских учреждений, вкладчиков и акционеров;
- среди заемщиков и кредиторов.

Причины ажиотажного спроса на депозиты (досрочное снятие):

- сообщение о грядущем банкротстве банковского учреждения;
- закрытость данных о банке;
- распространение слухов о проблемах в банковском учреждении;
- задержки платежей в банке;
- ожидание экономического спада;
- рост проблемных активов банка.

  • спрос ажиотажный
  • сущность спроса ажиотажного
  • факторы спроса ажиотажного
  • причины спроса ажиотажного
  • виды спроса ажиотажного
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP