Шанс есть всегда, задача трейдера, увидеть его, как можно раньше;).
Преамбула.
Мы вошли в фазу грандиозной технологической революции в автомобилестроении, сопоставимой с изобретением ДВС (двигателя внутреннего сгорания).
Зададим себе вопрос:
На каком топливе будет работать автомобильная, погрузочная, строительная техника, в развитых странах к 2025 году?
Сегодня, уже для многих, ответ очевиден. Топливо из продуктов переработки органического сырья (нефть, газ), уступит пальму первенства другим источникам энергии и тут вне конкуренции электромобили на аккумуляторах или на водородном топливе.
Оба электромобильных варианта – перспективные, но:
У батареечных есть невыпячиваемые проблемы:
- Вес «батаейки» 400-500 кг, что составляет > 20% веса авто.
- Абсолютно не учитывается стоимость утилизации таких Energizer-ов в стоимости авто.
- Время полной зарядки упёрлось в 30 (тридцать) минут и который год не снижается, не смотря на беспрецедентный «мозговой штурм».
- Стабильность выходных характеристик батареи (ток и напряжение), при разрядке, требует допоборудования, примерно до 150 кг, не учитываемых как вес батареи, что лукавство и искажение истины.
У водородных, на мой взгляд, всё перспективнее, технологичнее и красивее что-ли.
Раскрою мысль через ассоциацию:
В 1982-4 годах, я занимался стендовыми испытаниями высокоскоростных редукторов, для рулей-элеронов «Бурана». Среда будущей эксплуатации – невесомость\перегрузки. Главный конструктор редуктора заставлял приспосабливать агрегат, изготовленный ранее, для эксплуатации в наземных условиях, добиваясь, работоспособности в невесомости, подведением дополнительных вспрысков масла во все точки качения, что в конечном итоге, привело к переусложнению блока и к одноразовости его использования. В это время в соседней лаборатории «тихий гений», обычный конструктор, создал специализированный редуктор, где за счет изменений внутренней геометрии корпуса редуктора, масло в невесомости и при перегрузках, концентрировалось именно там, где необходимо, что сразу упростило конструкцию и подняло работоспособность от одного цикла до не менее двадцати.
Так и в нашем случае с электромобилем, батареечный вариант – решение в лоб, водородный – с большим потенциалом инноваций.
У водородных, потрясающая экологичность - на выхлопе тепло и вода и отсутствие (почти) токсичных отходов от утилизации.
Считаю, за электромобилем на водородном топливе будущее, а не за аккумуляторным.
Конечно, если не будет изобретена супербатарейка, которая станет занимать не более 5% от веса автомобиля, заряжаться за пару минут и давать стабильные выходные характеристики без допоборудования……………. пока такая перспектива не просматривается.
Принципиальная схема водородного источника энергии
НА СЕГОДНЯ:
Решены главные технические проблемы водородного двигателя/топлива:
- Заправка 3-5 (три-пять) минут, для пробега от 350км.
- Пробег от одной заправки превысил 350 км.
- Катализатор увеличил свой ресурс до 3(трех) лет или выше 150000 км. (благодаря разработкам 3М).
- Стабильные выходные характеристики, за весь цикл заправки.
- Безопасность двигателя и заправки стала сопоставима с ДВС.
- Создана домашняя заправочная станция (совместная разработка Plug Power & Honda|Toyota).
Осталась одна проблема, решение которой СРАЗУ приведет не к кратному, а к экспонентному росту авто на водородном топливе – городская заправочная инфраструктура, а это вопрос для запада решаемый.
Сегодня программа авто на водородном топливе готовится к гигантскому прыжку, о чем со всей убедительностью продемонстрировал, только-что завершившийся автосалон в Китае.
Теперь о главном.
Рассмотрим СЕГОДНЯШНЮЮ перспективу заработать на акциях водородных компаний на примере PLUG POWER Inc.
Немного истории…
Надо отдать должное олигархическому тандему Потанин-Прохоров, они первые, среди наших бизнесменов, «прочухали» гиганскую коммерческую перспективность водородного топлива.
Летом 1996 года приобрели ~35% тогдашнего американского стартапа PLUG POWER Inc., занимавшегося разработками, в области водородной энергетики, за ~250 млн. долларов.
И я думаю, что если-бы не куршавельский, развод «бессмысленный и беспощадный», эти акции до сих пор были-бы в их портфолио.
Но, сослагательного наклонения в бизнесе (да и везде) не существует.
Моя версия «развода»:
Один посчитал себя обделённым и захотел единоличного контроля над никелевыми денежными потоками страны, второй так «заматерел», что половина бизнеса, стала казаться ему уже некоей справедливой оценкой.
Первый начал интриговать …….грязновато, второй такое поведение назвал предательством…… и началась делёжка, в которой PLUG POWER стал, недооцененной обеими сторонами, «разменной монетой».
В итоге, в 2009? году Потанин, кому и достался стартап, продал свою долю за ~40 млн. долларов.
Бизнес по руcски, блин.
После 2009 года акции падали на два порядка, росли почти на два порядка, снова падали на порядок, сейчас неустойчивое равновесие в районе 2-х долларов.
Необходимое пояснение:
Понятно, что как только в 1996 в стартап PLUG POWER пришли стратегические инвесторы, а американским спекулям стало ясно - быстрого прорыва в водородной технологии не будет, началась агрессивная, я бы сказал ожесточенная игра на понижение, тем более, что стратеги оказались русскимиJ.
Что несомненно повлияло на решение продать пакет после «развода».
Но компания развивалась, сконцентрировав в себе полный цикл: производство водорода – зарядка – создание надежного водородного источника тока.
К концу 2013 года на компанию обратил внимание монстр мировой торговли WALMART.
В 2014 году он заключил стратегическое соглашение с PLUG POWER по которому, за пять лет разработчик обязался переоснастить все логистические центры гиганта электрическими автопогрузчиками на водородном топливе + станция добычи водорода + станция безопасной заправки.
PLUG POWER подписал этот договор, как якорный, с выходом на себестоимость, начиная с 75% выполнения объёма договора. Это дало повод ещё раз сыграть американским спекулям в их «горки»J.
2015 год дал окончательную уверенность, что PLUG POWER перестанет быть убыточной компанией и перейдёт в зону устойчивого прибыльного роста. Почему? Посмотрите какие клиенты подписали долгосрочные контракты в прошлом году:
Nike например, оборудует водородными погрузчиками крупнейший в Америке логистический центр с помещением размером 100 (сто)!! футбольных полей.
Ещё компания вышла на европейский рынок и заключила выгодные контракты с шестью фирмами, лень искать, помню что был крупнейший продуктовый ретейлер Бенилюкса.
За последние два года были заключены договора со следующими компаниями:
Впечатляет?
Но именно NIKE и HOME DEPOT в прошлом году внесли перелом своими баснословными контрактами!
PLUG POWER на «низком старте», по моему осторожному прогнозу:
В этом году прибыльность и кратный рост (1,5-3);
В течении 5-ти лет рост акций до 50-150 долларов.
Весьма…весьма сладкая тема для трейдера.
Примечание.
Знак ~ означает, что цифра не перепроверена, но автор считает: погрешность не превышает 10%.
Предупреждение.
Автор владеет акциями PLUG POWER Inc., соответственно имеет личную заинтересованность в их росте. При анализе объективности статьи рекомендуется учитывать данное предупреждение.
Очевидно, к пипсу-интрадею-свингу данная информация не имеет никакого отношения..........