Первый Хедж-фонд или как заработать деньги для любимого дела

Ты должен заниматься тем, что делает тебя счастливым.

Забудь о деньгах или других ловушках, которые принято считать успехом.

Если ты счастлив, работая в деревенском магазине, работай.

У тебя всего одна жизнь.

Карл Отто Лагерфельд, немецкий фотограф и модельер

Введение. Марксистская рабочая школа

Марксистская рабочая школаГермания на рубеже 1920-30-х. Подходит к концу относительно спокойный период после Первой мировой, названный «Веймарской республикой». Началом ее «падения» принято считать 1929 год. Год Великого краха на Уолл-Стрит. Цунами американского кризиса достигло и накрыл Европу. Летом 1932 года в Германии уже 6 млн безработных. Атмосфера животного страха потерять работу, а значит и сколько-нибудь человеческие стандарты жизни, блестяще описаны в «Трех товарищах» Эриха Марии Ремарка.

Нарастает противостояние между левыми (коммунистами и социал-демократами) и правыми.  В авангарде последних — Национал-социалистическая рабочая партия (НСДАП). Апогей схватки — победа нацистов на выборах в Рейхстаг (немецкий Парламент) 31 июля 1932 года.  30 января 1933 г. Адольф Гитлер — рейхсканцлер Германии. Начинается двенадцатилетняя эра Третьего рейха.

К подготовке своих кадров коммунисты подходят системно и обстоятельно. В стране открывается, так называемая, Марксистская рабочая школа (немецкая аббревиатура русскими буквами - МАШ). Интересно, что преподаватели МАШ не только обычные «школьные» учителя, но и культовые личности науки, культуры и политики Германии тех лет. И не только тех.

Величайший физик-теоретик ХХ века, творец Теории относительности, лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн.

Ганс Эйслер — немецкий композитор-экспрессионист, автор гимна будущей Германской Демократической Республики (Восточной Германии, ГДР). В 1931 г. был главой «Боевой организации рабочих певцов». Существовала и такая под крылом компартии Германии (КПГ)  до прихода Гитлера к власти.

Валентин Ольберг — видный представитель троцкистского движения, член КПГ. Расстрелян в Москве 25 августа 1936 года.

Ученики МАШ - простые рабочие и служащие, сочувствующие коммунистическому движению. Не обязательно только немцы. Одним из иностранцев был американец, возрастом около 30 лет. Приятное лицо, открытый взгляд. Он уже много повидал, но вот знаний было маловато. По крайней мере, тех какие могла дать Марксистская школа.

Звали американского слушателя Альфред Уинслоу Джонс.

Альфред Уинслоу Джонс. Жизнь до «Хеджа»

трамповый пароходРодина Альфреда У. Джонса — Австралия. Он ровесник ХХ века - год рождения 1900-ый.

Создается впечатление, что Джонс брал от своего «ровесника» по максимуму. То, что может взять человек. Про таких говорят «дышат полной грудью».

«Первым университетом» Альфреда стал трамповый пароход.

Tramp. по-английски, бродяга. Трамповое судно перевозит случайные, незапланированные, попутные грузы. Такой себе, морской скиталец. Для них не существует постоянных портов приписки и долгосрочных транспортных контрактов. Половина плавсостава мирового торгового флота — трампы. Отличная школа жизни для молодого человека.

В гитлеровской Германии Джонс участвует в антинацистском подполье под названием «Ленинская организация».

А медовый месяц Альфред с молодой женой провел более, чем оригинально — в путешествии по Пиренеям. Да-да, вы все правильно прочитали, оригинально. Это был «тур» на передовые позиции республиканских войск в объятую огнем гражданской войны Испанию. Там Джонса судьба свела с американским писателем, представителем «потерянного поколения» Эрнестом Хемингуэем и знатоком городских пороков, поэтессой Дороти Паркер.

Компания была вполне интеллектуальной, эпатажной и даже гламурной для того времени. И очень веселой. По части спиртного. Пили все, и пили много.

Вот что интересно. Творческим итогом того испанского периода Хемингуэя стал роман «По ком звонит колокол». Не вдаваясь в общеизвестные подробности великой книги, есть смысл напомнить, что ее главный герой – молодой американец Роберт Джордан, боец интербригады республиканской армии. Специалист по подрывам мостов, действующий в глубоком тылу противника. Располагающая внешность, левые взгляды, опыт нелегальной работы, из университетской среды. Ну чем, не сидящий напротив с мехом испанского вина или рюмкой русской водки Альфред У. Джонс?

Альфред – близок папе Хему (так звали Э. Хемингуэя близкие друзья) не только, как собутыльник и соотечественник, но и по возрасту. Разница всего в один год. И поэтому Джонс понятен Хемингуэю. Что касается университетского фона из прошлого Роберта Джордана, то Альфред Джонс - доктор социологии Колумбийского университета. Трудно сказать, когда он получил степень, но вероятность того, что она у него была уже во время испанских событий отлична от нуля.

Кроме того, главная романтическая линия «По ком звонит колокол» - любовь Роберта Джордана и молодой испанки Марии. А Джонс был в Испании рядом с Хемингуэем с молодой женой. Да и фамилии созвучные – Джордан и Джонс.

Кто знает? Может быть американец, сражавшийся и погибающий за республиканское будущее древней Кастилии, наделен некоторыми чертами Альфреда Уинслоу Джонса, будущего архитектора хедж-индустрии? Кто знает…

Но А. Джонс не погиб на полях сражений с франкистами.

После окончания Второй мировой – доктор социологии Альфред Джонс работает в журнале Fortune. Издание основано в 1929 г. - в год биржевого «Черного октября». Главные медиа-конкуренты – Forbes и BusinessWeek. Fortune широко известен рейтингами крупнейших компаний – Fortune-500, Fortune-1000 и пр.

Главная сфера интересов Альфреда - социологические исследования, и особенно проблемы бедности. Как часто бывает, денег для проведения изысканий катастрофически не хватает, и Джонс зарабатывает, как может и где может. Борется с собственной бедностью.

В частности, пишет статьи на темы теханализа рынка ценных бумаг. Вот такие были американские социологи конца 1940-х. Вполне тянули и такое направление.

Есть версия о том, что в своем окончательном виде, Периодическая система элементов Д.И. Менделееву приснилась. А упомянутый выше Альберт Эйнштейн, считал, что основы Теории относительности были заложены в одном из его детских снов.

В каком сне Альфред У. Джонс увидел революционную идею инвестирования в ценные бумаги неизвестно. Да и во сне ли? Но однозначно, озарение снизошло на скромного социолога. Принцип получил название long short equity. Совмещение в одном портфеле длинных и коротких позиций.

Джонс с трудом наскребает 100 тысяч долларов и открывает в 1949 году фонд A. W. Jones & Со. Хедж-фонд. Первый в мире.

Так стартовала эпоха самых агрессивных и самых рисковых игроков финансовых рынков, эпоха фондовых «ковбоев».

Принципы торговли и управления

Портфель от А. Джонса

Принципы торговли и управленияАльфред не был профи на фондовом рынке. По крайней мере, в 1949-ом. И он реалистично относился к своим способностям угадывать тренд. Способности были не ахти. Здесь нужно что-то другое.

Этим «другим» стало одновременное комплектование портфеля, как сильными, так и слабыми акциями. Сильные бумаги Джонс ставил в лонг, а слабые – в шорт. Главное – четко понимать, что и как. Вот здесь у Альфреда были свои методики, и он неплохо чувствовал, где может быть рост, а где – падение.

Итак, на растущем рынке сильные акции обгонят слабые, на падающем – наоборот. Такая стратегия, конечно, проиграет индексу на подъеме, но страхует (хеджирует) на снижении. Очевидная вещь для любого современного учебника по трейдингу. Но в 1940-х это был прорыв.

Идеального в этом мире, к сожалению, ничего нет. Но можно было попробовать.

Идея оказалась продуктивной. Даже очень. Фонд A. W. Jones & Со показал сотни процентов роста чистых активов за десять лет. В период 1960-65 гг. предприятие Джонса было впереди любого самого успешного традиционного паевого фонда.

Для усиления эффекта, Альфред использовал два дополнительных приема.

Первое – своевременное применение заемных средств/бумаг – финансового левериджа в точках резкого роста/падения акции. То, что сегодня всем знакомо, как плечо. Выигрышные позиции усиливались, тем самым, до максимального эффекта.

Второе – Джонс стремился к максимально полной свободе инвестирования. Минимум ограничений и бюрократии. Впоследствии, это выразилось в том, что хедж-фонды старались регистрироваться в «налоговых гаванях» с очень-очень мягким регулированием. В офшорах.

Правило 1/20

Бумаги бумагами, но человеческий фактор никто не отменял. Джонс вводит знаменитое, дошедшее до хедж-индустрии наших дней «Правило 1/20».

Система вознаграждения менеджмента по А.У. Джонсу включает две составляющие. Плата за управление в размере 1% от цены чистых активов фонда. И «плата за успех» - 20% от его прибыли. Такие ставки хлыстом гнали вперед «инвесткапитанов» с их командами. За такие деньги они были готовы преодолевать любые барьеры.

Структура поощрений от Альфреда Джонса, во многом, способствовала созданию ореола супербогатства и сперуспешности профессии инвеступравляющего.

Пример Джонса стал более, чем заразительным. К 1968 году в США работали по классификации SEC, уже 140 хедж-фондов. Принцип long short equity был распространен на все виды инструментов, помимо акций – на облигации, фьючерсы, опционы, свопы, синтетические продукты. На все, чем можно торговать на фондовой бирже и на внебиржевом рынке.

Заключение

Альфред Уинслоу ДжонсQuantum-фонд Сороса и Дракенмиллера – профит около $1 млрд только за один день 16.09.1992 на падении британского фунта.

Paulson&Co Джона Полсона - + $15 млрд за 2007 год на ставках против ипотечных бумаг.

Головокружительные успехи фондов Карла Айкана, Джеймса Саймонса, Кена Гриффина, Дэниэла Лэба – «звезд первой величины» хедж-инвестирования. Количество фондов исчисляется десятками тысяч, а величина активов под их управлением - триллионами долларов. Направленные и событийные и прочие стратегии.

Все это будет потом...

А в 1949 году сдержанный и немного замкнутый 48-летний социолог из Fortune по имени Альфред Уинслоу Джонс учреждает с помощью финансовой поддержки друзей и знакомых A. W. Jones & Со. Делает это для того, чтобы заработать денег для занятия любимым делом — изучить проблему бедности на земле.

И дает вторую жизнь английскому слову hedge (живая изгородь, барьер, защита), уже применительно к финансовой структуре — hedge-fund.

Первую дал Уильям Шекспир, написав England hedg'd in with the maine — «земли Англии ограждены»

Поборол ли Джонс бедность? В глобальном смысле, едва ли. Но если принять во внимание круг состоятельных и очень состоятельных людей, сделавших деньги на хедж-индустрии - то безусловно.

Свою бедность с помощью стратегии А. Джонса они побелили.

  • первый Хедж-фонд
  • как заработать деньги для любимого дела
  • марксистская рабочая школа
  • Альфред Уинслоу Джонс
  • жизнь до хеджа
  • принципы торговли и управления
X

Комментарии (6)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP