Пока американская компания SpaceX мелькает в новостных лентах со своими ракетами многократного использования, Китай объявил, что ведет работу над ультразвуковым космопланом - летательным аппаратом нового поколения.
Китайская корпорация космической науки и техники (CASTC) начинает масштабные научные исследования в области высоких технологий. На замену устаревшему Space Shuttle будет создан новый космический корабль с гибридными двигателями комбинированного цикла. Он сможет взлетать со взлетно-посадочной полосы и отправляться из обычного аэропорта прямо на околоземную орбиту.
В гибридных двигателях комбинированного цикла этого "космического самолета" будут использоваться турбовентиляторные или турбореактивные двигатели. Благодаря им космоплан будет осуществлять горизонтальный отрыв от поверхности взлетно-посадочной полосы. После того, как аппарат поднимется в воздух, будет запускаться прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД). По мере увеличения скорости он будет переходить в режим гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД), который разгонит космоплан до сверхзвуковой скорости. В режиме ГПВРД гибридный космоплан сможет летать в "ближнем космосе", то есть в той части атмосферы, которая находится между 20 - 100 км над уровнем моря. И, наконец, гибридный летательный аппарат будет использовать свои ракетные двигатели для выхода из ближнего космоса на орбиту Земли.
В передачах китайской государственной телекомпании CCTV и ее английской службы был особо подчеркнут тот факт, что космоплан, разрабатываемый CASTC, можно будет использовать повторно, для того чтобы в разы снизить затраты на запуск корабля в космическое пространство.
Чжан Юн, инженер CASTC, утверждает, что на подготовительные работы и создание высокотехнологичного космоплана Китаю потребуется всего от трех до пяти лет. Готовый летательный аппарат планируется ввести в эксплуатацию к 2030 году.
Еще одна интересная подробность: другой инженер CASTC по имени Ян Ян отмечает, что будущий космоплан обеспечит "легкий доступ к космическому пространству неподготовленным для этого людям". А все дело в том, что этот космолет будет иметь более плавное ускорение, чем традиционные ракеты. По этой причине уменьшатся физические нагрузки, которые космонавты испытывают при взлете. Можно предположить, что будет создана версия космического самолета, который можно было бы использовать и для космического туризма.
Освоение сложных технологий и изготовление ПВРД / турбо двигателя комбинированного цикла в заявленные Китаем рекордно короткие сроки является чрезвычайно амбициозной целью. Тем не менее стоит иметь в виду, что КНР на самом деле является мировым лидером в нескольких технических областях, которые являются ключевыми для данного проекта. В 2015 году профессор Ван Чжэньгу за успехи в работе по созданию двигателей ГПВРД был удостоен медали Feng Ru - самой высшей награды Китая, присуждаемой за заслуги в авиационной отрасли. Тем самым Поднебесная стала второй страной в мире после Соединенных Штатов Америки, освоившей технологию ГПВРД.
Слишком короткий срок, отведенный Корпорации космической науки и техники на исследования, также дает основание предполагать, что заявления, сделанные в 2015 году о проведении испытательного полета беспилотника многоразового использования на скорости Mach 4 (= 4 Маха), во время которого тестировался ПВРД / турбореактивный двигатель комбинированного цикла, соответствовали действительности. Кроме того Китай также имеет самую большую в мире гиперзвуковую аэродинамическую трубу JF- 12 с числом Маха, равным 9. Именно в ней, а не в процессе полетов проводятся испытания "гиперзвуковиков", исключая тем самым риск потерять и без того дорогостоящие гиперзвуковые реактивные двигатели.
Основной проблемой для Китайской корпорации космической науки и техники является интеграции всех необходимых компонентов в единую силовую установку. Также сложность вызывает создание легкого и прочного корпуса летательного аппарата, который смог бы противостоять сверхжестким условиям гиперзвукового полета и обратного возвращения в земную атмосферу.
Впишется ли реализация проекта в установленные сроки или затянется еще на несколько лет, результаты работы ученых и инженеров все равно обещают быть очень впечатляющими. В любом случае они сильно повлияют на ход мировой космической гонки. Запуск летательных аппаратов в космическое пространство станет легким и менее затратным.
Разработка без комбинации с ракетным двигателем ПВРД очень хорошо подойдет для использования в гиперзвуковых беспилотных и пилотируемых летательных аппаратах. Осуществляя полет в околоземном пространстве на скорости, превышающей Mach 5, такое воздушное судно может легко контролировать всю планету. А скорость и большая высота защитит его от всех существующих сегодня систем ПВО.
Данный проект CASTC наступает на пятки другим достижениям этой крупнейшей азиатской страны в сфере космических технологий, среди которых можно назвать успешные испытания твердотельного ракетного ускорителя диаметром 3 метра и топливного турбонасоса для сверхтяжелой ракеты LM-9. Череда серьезных прорывов КНР в области космических технологий свидетельствует о том, что в дополнение к повышению престижа страны ее руководство стремится повысить уровень информированности и поддержки со стороны общественности. Это нужно для того чтобы оправдать дорогостоящие инвестиции в развитие космических технологий следующего поколения, таких как гибридные летательные аппараты и сверхтяжелые ракеты "Луна".
Преимущества, которые получает Китай будучи первопроходцем в некоторых сферах аэрокосмической отрасли, безусловно, дают этой стране статус супердержавы на Земле и космосе.
Открыть счет для торговли акциями высокотехнологичных компаний