Добрый день. На минувшей неделе самое мрачное стихийное бедствие посетило КНДР – и это тот самый тайфун, что обрушился на Дальний Восток РФ, но у корейцев последствия явно хуже: около 500 погибших, сотни тысяч людей лишились крова, перебои с поставками воды затронули примерно миллион человек. Вместо сосредоточения усилий весьма бедной страны на ликвидации последствий этой беды Пхеньян устроил очередную провокацию – испытания мощной ядерной бомбы вызвали лишь дополнительную ярость в мире, включая соседний Китай, чьё терпение чучхейских чудачеств близко к исчерпанию. Португальский поезд врезался в мост в испанской Галисии: есть жертвы и раненые; от столкновения поездов в Пакистане погибли и пострадали сотни людей.
Террор привычен: взрывы в Турции и т.д. Есть и экзотика: в Лондоне десятки людей с мечами наперевес ворвались в сикхский храм в знак протеста против брака сикха и приверженки иной веры; обошлось без крови. В политике в центре внимания грядущие выборы президента США: Клинтон всерьёз захворала (пневмония); её соперник Трамп, ранее педалировавший эту тему, теперь многозначительно сочувствует – мол, сами всё видите. Срок Обамы заканчивается – и все спешат напоследок его увековечить: его именем названы паук, ящерица, рыба и червяк-паразит. Стараются и политики – президент Филиппин обозвал Обаму "сукиным сыном" и тут же попросил прощения; его длинный язык, однако, отдыхал очень недолго – и вскоре нарёк "дураком" уже генсека ООН.
Иллюстрация: Артём Попов
Голуби и ястребы
Денежные рынки. Швейцарский национальный банк, центробанки Таиланда и Чили предсказуемо оставили без изменений ключевые параметры своих монетарных политик. Так же поступил и Банк Англии – от него изменений ожидать не стоило (смягчение политики случилось лишь месяц назад), но интересны подробности дискуссий: те, однако, не подарили сенсаций – центробанкиры убедились, что катастрофы после референдума не произошло, хотя по некоторым направлениям и есть ослабление активности; впрочем, ЦБ сохраняет шансы на снижение ставки ещё до конца года. Банк Японии заседает во вторник и среду: все ждут нового ослабления, но в те же дни собирается Фед – и токийские власти, возможно, подождут новостей из Вашингтона, прежде чем действовать.
Банк России, как и ожидалось, наконец-то понизил ключевую ставку на 0.5% до 10.5% - но то, как он это сделал, по сути убило все возможные позитивные эффекты от этого акта. Итоговый пресс-релиз содержит предельно недвусмысленное заявление ЦБ, согласно которому процент останется на текущем уровне до конца сего года и может быть снижен не ранее первой половины 2017-го. В качестве обоснования Банк откровенно сообщает, что надеется таким образом предотвратить всякое оживление на кредитном рынке – потому что оно-де грозит всплеском инфляции. Сохранение весьма жёсткой политики на фоне снижения инфляции совершенно непостижимо – в рамках здравого смысла, конечно: приходится констатировать, что Банку России последний вовсе незнаком.
Главное событие предстоящей недели – заседание ФРС США. В его преддверии члены правления Феда охотно делились своим видением ситуации – и хотя в основном они обещали только "живое заседание" (т.е. такое, чей исход не предопределён), случались и неожиданности: так, глава ФРБ Бостона Розенгрен, считавшийся "голубем", вдруг заговорил "ястребино" – в общем, похоже, дебаты будут жаркими, а их исход неясен; рынок оценивает шанс на повышение ставки скептически (20-30%). В дело ещё вмешался кандидат в президенты Трамп, обвинивший ФРС в занижении ставки ради раздувания пузырей на рынках – деятели Феда гневно всё отвергли, но "осадок остался": то, что это правда, является секретом Полишинеля – просто признаваться в этом не принято.
Валютные рынки. Ненулевая вероятность повышения ставок в США вызвала колебания рынков – впрочем, на форексе изменений минимум: разве что йена пыталась чуть подрасти на фоне полётов фондовых бирж и вялых выступлений японских чиновников (сокративших шанс на немедленное монетарное смягчение), но безуспешно. Рубль слегка помрачнел из-за дешевевшей нефти – в целом, однако, у него всё спокойно. Так же, как и у других значимых валют стран с развивающейся экономикой – включая Китай и Бразилию: всё замерло в ожидании грядущего заседания ФРС.
Фондовые рынки. Поступавшие в последнее время новости ("ястребиные" заявления из недр Феда, болезнь мадам Клинтон и т.д.) нарушили покой фондовых площадок – сначала они обвалились, затем отыгрались и т.д.: амплитуда колебаний зримо повысилась – чему отчасти способствовало и окончание сезона отпусков. Из корпоративных новостей можно отметить проблемы Samsung – его смартфоны-флагманы стали гореть и взрываться, за что получили баны от авиакомпаний и властей ряда стран (включая США): корпорация срочно разработала план обмена негодных устройств – но её акции всё же подешевели на 10%. Зато вздорожали другие – например, Niantic: его нашумевшая игра Pokemon GO за пару месяцев собрала полмиллиарда долларов покупок – и это рекорд. Растут также Bayer и Monsanto: первая фирма купит вторую за рекордные для сего года 66 млрд. баксов.
Товарные рынки. На нефтяной рынок опять давили знакомые новости: с одной стороны, добыча стран ОПЕК по-прежнему рекордная (хотя Иран перестал её наращивать); а с другой, ещё и число активных буровых в США на 7-месячном пике. Сильнейший за 17 лет обвал запасов в Штатах вызван ураганом в Мексиканском заливе и носит временный характер, т.е. его воздействие на рынок ограничено. Природный газ в США слегка подорожал, промышленные металлы дешевели, драгоценные пока держатся. На аграрном рынке по-прежнему слабы зерновые, бобовые, корма и рапс; растительное масло и хлопок также не блещут оптимизмом. Напротив, крепнут сахар, кофе и цитрусовые; зато какао падает в цене – как и молоко; свинина стоит у 7-летнего минимума, говядина чуть отскочила от 5-летнего. В целом рынок остался слабым: от 12-летних низов января он отошёл лишь слегка – и находится где-то в районе печальных уровней конца 2008-го и начала 2009-го.
Источник: Barchart.com
Китайские вливания
Азия и Океания. Китайские данные за август в целом порадовали – хотя причины оптимизма коренятся в новом витке казённых вливаний. Инвестиции в основной капитал выросли на 8.2% в год после +3.9% в июле, в целом за январь-август темп прежний (+8.1%), но расклад источников красноречив – в частном секторе +2.1%, зато в государственном аж +21.4%: основной упор, как обычно, на инфраструктуру (+19.7%). В целом все траты государства (не только капитальные) выросли на 10.3% в год; новые займы (тоже побуждаемые правительством) опять ускорились (+13.0%), как и широкая денежная масса (у агрегата М2 +11.4%). Прямые иностранные капиталовложения вернулись из минуса в плюс – но их годовой прирост за январь-август достаточно скромен (+4.5%).
Промышленное производство КНР укрепилось (+0.5% в месяц и +6.3% в год) на фоне замедления спада добывающих отраслей – а основной вклад в рост обрабатывающего сектора внесли автомобили (у них нынче стабильный плюс около 25-30% в год), стимулируемые налогами и субсидиями. Ускоряется и розница – у неё 8-месячный максимум +10.6%: быстрее всего растут стройматериалы (+16.3%) и офисные товары (+13.6%), а в арьергарде нефтепродукты (+2.7%) и ювелирные изделия (-6.3%); мощно взлетели онлайн-продажи (за январь-август +26.7% в год). Упор на внутренний спрос – государственная политика Китая, причём скорость процесса впечатляет: если в 2014 году доля частного потребления в ВВП составляла 51.0%, то уже год спустя она достигла 66.4%.
Промышленное производство Японии за июль пересмотрели вниз, до -0.4% в месяц и -4.2% в год: последняя величина худшая с июня 2013-го. Тем не менее, настроения бизнеса в третьем квартале зримо улучшились, если верить исследованию Минфина страны – впрочем, прогресс сосредоточен в основном в среде крупных компаний. Подскочили и заказы в машиностроении – правда, там вся радость пришлась на казённый спрос, у которого +22.0% в месяц и +33.6% в год; заказы на станки и схожее оборудование (где влияние государства минимально) по-прежнему в минусе, хотя размер его уменьшается (-8.4% в год против -19.7% месяцем ранее). Цены производителей товаров потихоньку замедляют годовой спад – тем не менее, тот всё ещё весьма внушителен (-3.6%).
В Австралии деловое доверие от NAB в августе улучшилось, повторив пик с июня 2015-го, однако оценка текущих условий ведения бизнеса стала хуже. Безработица снизилась – но сжалась и занятость. Повеселели потребители – хотя их прогноз нестабилен: в ближайший год люди ждут ухудшения в экономике – зато через пять лет, по их мнению, картина просветлеет. Выпуск индустрии Индии сократился на 2.4% в год (худшая динамика за 8 месяцев), причём в обрабатывающем секторе -3.4%, в сфере электрических машин аж -59.2% (т.е. спад в 2.5 раза). Зато притормозила инфляция, а оптовые цены ускорились только из-за вздорожания топлива – главное, стоимость еды (ключевой компонент) в обоих обзорах замедлилась до 5-месячного минимума (+5.9% в год).
Европа. ВВП Швеции в апреле-июне вырос на 0.5% в квартал и +3.4% в год – чуть лучше ожиданий, но всё же минимум более чем за год; частное потребление стагнирует – зато крепнет казённое вкупе с инвестициями; чистый экспорт ушёл в минус. Промышленное производство Италии упало не так сильно, как опасались – но в других странах региона минусы изрядные, отчего и в целом по еврозоне динамика мрачная: -1.1% в месяц и -0.5% в год – последняя величина худшая за 3 года. Индексы экономических настроений ZEW укрепились в Швейцарии и еврозоне – хотя в Германии показатель остался на прежнем уровне: текущие оценки повсюду уступили ожиданиям экспертов.
Торговый профицит еврозоны сократился до минимума за 10 месяцев – в основном из-за слабости экспорта: величина последнего (с поправкой на сезонность) на годовом дне; та же картина в ЕС в целом. Инфляция везде усиливается – но очень медленно: ясный прогресс лишь в Испании. Цены на британское жильё замедлили рост, как и тамошние зарплаты – а занятость даже стала понемногу снижаться. Но розница по-прежнему крепка: мини-спад августа (-0.2%) ничтожен не фоне мега-роста июля (+1.9%) – оттого годовой рост продаж (+6.2%) держится возле максимума с 2002 года.
Америка. Оптимизм малого бизнеса в США по версии NFIB в августе чуть ухудшился – впрочем, он по сути стоит на месте уже 3 месяца подряд. Региональные индексы деловой активности в начале осени разошлись: у показателя ФРБ Нью-Йорка остался минус, зато его коллеги из ФРБ Филадельфии отрапортовали о взлёте до максимума почти за два года. Если же оценить компоненты, то всё плохо, а единственным светлым пятном стали подскочившие в Филадельфии новые заказы – прочее (общий портфель заказов, выпуск, занятость) там плохо; а в Нью-Йорке всё мрачно – и даже ухудшается. Лишь только веры в светлое будущее американцам не занимать – как всегда.
Промышленное производство в августе быстро отыграло июльский подскок, снизившись на 0.4% в месяц, что ускорило годовой спад до 1.1% в год – это 12-й подряд месяц сокращения; обрабатывающие отрасли отметили снижение на 0.4% за месяц и за год – причём последняя величина наименьшая за 20 месяцев, а худший вклад в неё внесли машиностроение (-3.4%), транспортное оборудование (-2.3%) и металлообработка (-1.8%); в добывающем секторе четвёртый подряд помесячный плюс – но годовое сжатие по-прежнему внушительное (-9.3%). Загрузка мощностей слабее прошлогодней во всех сферах – кроме коммунальной, где всё-таки имеется небольшой прогресс.
Отпускные цены производителей продуктов конечного спроса в конце лета обнулили и месячную, и годовую динамику – как обычно в последнее время, услуги дорожают, а товары дешевеют: среди последних особенно заметно снижение цен на еду, даже с поправкой на сезонность. Потребительские цены, напротив, ускорились: без еды и топлива годовой рост максимален с 2008-го (+2.3%). Розница опять в минусе, причём почти во всех категориях; если скорректировать ёе на искажения инфляции официозом, то реальные душевые продажи покажут худшее значение за 55 лет; и более того, они рядом с дном 1940-х – и это как минимум: просто за более ранние времена данных нет.
Источник: Минторг США
Россия. Росстат обновил данные о производстве ВВП в апреле-июне. Как ранее и предполагалось, экономика снизилась на 0.6% к тому же периоду год назад: это наименьший спад за полтора года – хотя его реальный размер, конечно, больше указанной величины (по нашей оценке, около -3.5%). Отраслевой расклад показал худшие значения у рыболовства (-13.1%), за которым с небольшим отставанием следует стройка (-9.5%); напротив, позитивнее других сельское и лесное хозяйство (+2.0%). Настроения потребителей от MNI чуть ухудшились – чему помогают и инициативы Минфина: очередной стало замораживание зарплат госслужащих на следующие три года: ну-ну.
Меж тем, вышел отчёт Росстата по промышленному производству за август. С учётом сезонности имеем рост на 0.5% в месяц – тем не менее, уровень выпуска в целом держится почти неизменным уже на протяжении полутора лет, т.е. после обвала в начале 2015-го. Годовая прибавка (+0.7%) не должна вводить в заблуждение – в этом году в августе аж на два рабочих дня больше, чем в прошлом; если учесть этот момент, то получится минус примерно на 1-2%. Та же картина в обрабатывающей индустрии – по факту +0.1% в год, но с поправкой на календарь спад на 3-4%. Детали об этом (и о всей экономике) появятся в начале будущей недели, когда выйдет общий отчёт Росстата.
Хорошей вам недели!
Сергей Егишянц - экономист инвестиционной компании ITinvest.
Динамика цен за прошедшую неделю