В 1970-х и 1980-х, китайские автопроизводители бросили вызов Детройту, выпустив на рынок дешевые компактные и сверхкомпактные автомобили, и лишь после этого перешли к производству автомобилей среднего класса и роскошных авто. Вынашивает ли планы Китай применить ту же стратегию для завоевания рынка электромобилей на территории Соединенных Штатов? Похоже, что этот сценарий становится все более вероятным.
На китайском рынке сейчас доминируют выпускаемые под местными брендами модели - более дешевые и имеющие значительно меньший пробег без подзарядки, чем продукция таких зарубежных автогигантов, как Tesla Motors Inc (NASDAQ:TSLA) и Nissan Motor Co., Ltd. (T:7201). Покупателям электромобилей, Пекин предоставляет субсидию, более чем вдвое превышающую ту, которую можно получить в США. Такая субсидия является ключевым элементом политики Пекина, направленной на завоевание мирового лидерства в сфере экологически чистого автотранспорта. Тратя на эти субсидии миллионы долларов, Пекин помогает компаниям наладить широкомасштабное производство электромобилей для продажи по всему миру. Среди этих компаний – проект Уоррена Баффета BYD (OTC: BYDDF) и BAIC Motor Corp Ltd.
В настоящее время электромобили переживают всплеск спроса со стороны городских водителей, служб такси и правительственных учреждений. В прошлом году продажи электрических и гибридных моделей автотранспорта в Китае выросли на 60% и составили 402 000 единиц. К 2020 году Китай планирует заполнить улицы своих городов 5 миллионами электрокаров.
На территории Китая продаются, в основном, недорогие автомобили местных марок, лишенные роскоши, присущей таким брендам, как Tesla. В Шанхае, двухдверная модель Chery eQ стоит, с учетом субсидии, около 60 000 юаней (8655$). Без субсидии она обошлась бы на 100 000 юаней дороже.
Компания General Motors (NYSE:GM) на автомобильной выставке в Детройте продемонстрировала свою последнюю модель - Bolt EV, которая стоит около 30 000$, даже с учетом федерального налогового кредита в размере 7500$. General Motors планирует производить этот автомобиль в США в рамках своей новой программы инвестирования на $1 млрд, которая является ответом на призыв новоизбранного Президента Дональда Трампа «покупать американское, нанимать на работу американцев». В настоящее время, только эта политика может представлять наибольшее препятствие для продвижения китайских электромобилей на американский рынок.
Вместе с тем, могут появляться и новые ниши рынка электромобилей, где крупным производителям придется соперничать с дешевыми китайскими аналогами. Сообщается, что Tesla планирует развивать сеть зарядных станций для своих автомобилей, которые за определенную плату избавят водителя от необходимости искать ближайшую «бесплатную» точку зарядки на городской парковке или на площадке возле торгового центра.
Открыть счет для торговли акциями высокотехнологичных компаний