На этой неделе Berkshire Hathaway, компания Уоррена Баффета, показала, что ей далеко не безразлична американская индустрия регулярных авиаперевозок. Компания увеличила свое присутствие в Delta и American, а также взяла новую позицию - Southwest Airlines.
Согласно отчетности, поданной регулятору, Баффет приобрел акции Southwest Airlines на $2.15 млрд, увеличил свою инвестицию в Delta примерно до $3 млрд и значительно увеличил позицию по American Airlines. Кроме того, у него есть доля в United. Это крутой поворот в линии поведения легендарного инвестора, который на ежегодном собрании акционеров в 2013 году назвал индустрию авиалиний «смертельной ловушкой для инвесторов».
Почему Баффет начал скупать акции авиакомпаний?
Во-первых, цены на нефть в 2017 году на 50% ниже, чем в 2013. Более дешевое топливо, которое традиционно является наибольшей статьей затрат авиаперевозчиков, подняло прибыльность авиакомпаний до небывалых высот. В течение последних двух лет, American, Delta, United и Southwest постоянно отчитывались с прибылью.
Во-вторых, американские авиакомпании инвестировали миллиарды долларов в самолеты следующего поколения, оборудование и технологии. В качестве примеров можно привести такие новейшие и экономичные судна, как Boeing 787 Dreamliner, Airbus A350, Boeing 737MAX и Bombardier C-Series.
Кроме того, American, Delta и United активно инвестировали в максимальное повышение комфорта и уровня обслуживания пассажиров, путешествующих в дорогом бизнес-классе. В результате, общее качество предложений «большой четверки» значительно улучшилось с точки зрения роскоши, обеспечения связью и эффективности.
И наконец, ландшафт американской индустрии авиаперевозок радикально изменился. В целом, авиалинии США сейчас находятся в гораздо лучшем положении.
В 2013 году United погрязла в сложном процессе интеграции после своего слияния с Continental в 2010. Southwest находилась в процессе интеграции с AirTran Airways. В то же время, American и US Airways стояли на пороге гигантского слияния стоимостью $11 млрд, в результате которого должна была образоваться крупнейшая в мире авиалиния.
Это означает, что в 2013 году три из четырех крупнейших из оставшихся в США магистральных перевозчиков либо находились в затратном процессе слияния, либо только вступали в него. Это повышало операционные риски, так как могли возникнуть проблемы в ходе объединения разных корпоративных культур, трудовых договоров и инфраструктуры.
Спустя четыре года, Delta работает, как часы, и является одной из наиболее прибыльных авиалиний мира. Объединение Southwest и AirTran прошло без особых потрясений, а продолжавшееся 5 лет слияние United, наконец, завершилось, и компания под руководством CEO Оскара Муноса начала быстро подниматься.
Тем не менее, обретение Баффетом веры в индустрию авиаперевозок вовсе не означает, что здесь все идеально. Американские авиалинии сталкиваются с постоянно возрастающей конкуренцией в сегменте бюджетных пассажироперевозок, которую им составляют многочисленные международные перевозчики «лоу-кост». С другой стороны, им приходится защищаться от атак азиатских и ближневосточных компаний на сегмент премиум-клиентов.
Кроме того, не вселяет особого оптимизма слабость традиционно привлекательных трансатлантических и транстихоокеанских маршрутов, вызванная замедлением экономического роста Китая и нестабильной ситуацией в Европе. Давление на маржу прибыли «большой четверки» оказывают также новые трудовые договора, по которым авиакомпании и так шли на значительные уступки после мрачных событий 9/11.
Но даже, несмотря на такие препятствия, American, Delta, United и Southwest остаются самыми крупными и наиболее прибыльными авиалиниями мира. Это дает Баффету хорошие основания для оптимизма.