Как только мы решаем оценить акции - коэффициент отношения цены к прибыли является первым в большом списке показателей, предназначенных для инвесторов, которые желают первыми и в кратчайшие сроки узнать об отношении рынка к выбранной ими компании. Данный коэффициент может рассказать о цене акции много нового и интересного, но при этом не стоит забывать об имеющихся ограничениях, на которые стоит обратить особое внимание, если вы не желаете сами же себя обмануть. Что из себя представляет коэффициент цена/прибыль. Коэффициент цена/прибыль или как его еще называют – мультипликатор производит сравнение цены акции и её исторической прибыльности, приходящейся на одну акцию (данный показатель можно найти в отчете о прибылях интересующей Вас компании). По большому счету данный коэффициент представляет собой резюме акции относительно того насколько она дорога и дешева в сравнении с прибылью. Помимо прочего, данный показатель можно рассчитать самостоятельно путем вычисления отношения рыночной капитализации к годовой чистой прибыли компании. Учитывая то, что показатель коэффициента рассчитывается на основе исторических показателей, следует заметить, что отдельно взятые формулы могут различаться в деталях, а их использование для сравнения различных компаний может привести к «нехорошим» последствиям. Все дело в том, что порой можно встретить показатель отношения цены акции к прогнозному значению – так вычисляется прогнозное значение мультипликатора (им пользуются различные аналитики). Еще один вариант – отношение предыдущих двух кварталов к прогнозам на последующие, используется для сглаживания разрыва между годовыми показателями. Этот коэффициент называют подвижным. Еще одна сложность заключается в том, что для вычислений могут использоваться показатели различных прибылей. Так в отчете компании о прибылях используется для расчета показатель отчетной прибыли, а вот какой-нибудь сторонний источник может использовать для тех же самых вычислений значение нормированной прибыли, в которой учитываются единовременные и исключительные поступления. О чем рассказывает коэффициент цена/прибыль. Данный коэффициент является не чем иным, как мерой оценки ценности прибыли определенной компании на рынке. Начнем с того, что коэффициент показывает, сколько придется заплатить инвестору за каждый рубль будущей прибыли, а кроме этого, сколько ему придется ждать лет, чтобы текущая прибыльность акций смогла окупить вложенные средства. По сути дела, данный коэффициент является отражением уверенности инвесторов в «завтрашнем дне» выбранной компании. Низкий показатель коэффициента (3 или 5 к примеру) свидетельствует о неуверенности инвесторов в будущем данной компании, а вот если показатель коэффициента перешагнул в отметку 30+, то устойчивость компании не вызывает практически никаких сомнений. Однако стоимостные инвесторы стараются покупать акции с достаточно низким коэффициентом цена/прибыль, поскольку надеются на приумножение текущей прибыли. Интересно, что согласно академическим исследованиям акции, у которых показатель рассматриваемого коэффициента довольно низкий, в долгосрочной перспективе показывают прибыльность, превышающую значения прибыльности акций с высокими показателями значения мультипликатора. Но если рассматривать краткосрочную перспективу, то лучше приобретать все-таки акции с высоким коэффициентом цена/прибыль. Недостатки коэффициента цена/прибыль. Учитывая тот факт, что данный коэффициент является одним из показателей оценки, даже у него имеются свои противники, которые категорически против использования отчетной прибыли в качестве одного из индикаторов. В отличие от прочих показателей (дивиденды, денежные потоки), учитываемое при исчислении коэффициента значение прибыли может быть подправлено компанией, т.е. значение коэффициента может быть искажено в ту или иную сторону, в зависимости от учета конкретных статей бухгалтерского учета. Если принять во внимание расхождения в бухгалтерском учете в разных странах, то данная проблема только усугубляется. Получается: если использование показателя прибыли для определения прибыльности компании является удовольствием довольно сомнительным, то использование коэффициента цена/прибыль, не учитывая при этом иные показатели, может стать вообще делом довольно опасным. К примеру, низкое значение коэффициента может просто служить выражением опасений рынка относительно грядущих плохих новостей, т.е. неправильно оцененная акция может в одночасье превратиться в никому не нужную бумажку. То же самое касается и высоких показателей значения мультипликатора. В данном случае можно порекомендовать не использовать показатель рассматриваемого нами коэффициента как «чистую монету», необходимо проводить сравнение сложившейся ситуации с историческими данными, ситуацией в отрасли и на рынке в целом. Еще один минус коэффициента цена/прибыль состоит в том, что трудно сформировать мнение о стоимости акций о предприятиях малой капитализации; для компаний с малой историей прибыли или вообще без нее использование данного коэффициента бесполезно и т.д. И «контрольный в голову» - коэффициент цена/прибыль игнорирует оказываемое задолженностью воздействие на компанию, именно поэтому он уступает таким показателям как Свободный денежный поток и Стоимость компании, данные которых не искажаются воздействием левериджа. Итоги. Коэффициент цена/прибыль – простой способ оценки акций, часто используемый наиболее успешными инвесторами. Однако противники данного коэффициента утверждают, что он не способен учесть рост компании, и вообще он сам по себе достаточно ограничен. Однако если использовать его вкупе с иными показателями и учитывая различные риски, то коэффициент цена/прибыль становится мощным инструментом сравнения.