Мы уже рассказывали о том, как начать анализ и решали задачи , отвечали на вопросы... и снова отвечали на вопросы. Теперь переходим к рассмотрению финансового анализа рынка в период неопределённости.
Во время повышенной изменчивости настоящее лекарство для аналитика – это мультипликаторы.
Как начать анализ финансовой отчётности?
Прежде чем применять мультипликаторы, нужно научиться задавать правильные вопросы о прибыльности, эффективности, ликвидности и платёжеспособности компании. В качестве первого шага сравните эти показатели у компании и отрасли в целом и попытайтесь объяснить разницу. Далее выясните, какие аспекты деятельности имеют критическое значение для поддержания конкурентоспособности в этой отрасли и проанализируйте показатели компании в этих аспектах. На следующем шаге охарактеризуйте
бизнес-модель и стратегию, а также их влияние на финансовые показатели, включая рост продаж, эффективность и
рентабельность.
Любое исследовательская деятельность начинается со сбора данных, укрупнения почерпнутых из них фактов и интерпретации их в контексте произошедших или предстоящих событий. Информацию о компании можно черпать из финансовых отчётов, материалов департамента компании по связям с инвесторами (американские компании охотно отвечают на вопросы), а также из пресс-релизов и дополнительных официальных раскрытий информации. Второй по значимости категорией источников информации о компании служат отраслевые опросы, данные о торговле, статистика ассоциаций и государственных агентств. Удачно могут дополнить её опросы потребителей, а также личный опыт пользования товарами и услугами объекта исследования.
Формулы финансовых коэффициентов
Анализ финансовой отчётности, как правило, включает в себя её переписывание в процентных долях от активов, если речь идёт о балансе, или выручки, если брать отчёт о прибыли и убытке.
Коэффициенты финансовой активности – оборот запасов, период их реализации, обращение счетов к получению и к оплате, а также средний срок до их обналичивания и коэффициенты оборота оборотного капитала, основных фондов и общих активов.
Немного формул финансовых коэффициентов:
Оборот запасов равен себестоимости, делённой на средние запасы.
Срок реализации запасов равен числу дней в периоде, в отношении к обороту запасов.
Оборот счетов к получению равен выручке, делённой на средние счета к получению.
Сроки обналичивания счетов к получению равны числу дней в периоде, делённому на оборот счетов к получению.
Оборот счетов к оплате равен закупкам, делённым на средние счета к оплате.
Сроки обналичивания счетов к оплате равен количеству дней периода, делённому на оборот счетов к оплате.
Скорость обращения оборотного капитала равна выручке, делённой на средний
оборотный капитал.
Оборот основных средств равен выручке, делённой на средние чистые
основные средства.
Оборот общих активов равен выручке, делённой на средние общие активы.
Наиболее затратным по времени, но правильным по сути методом вычисления средних значений служит вычисление средней по пяти периодам (началу года, концу 1,2,3 и 4 квартала) с последующим умножением на четыре. На практике этот метод имеет смысл применять при анализе запасов, которые могут распродаваться к концу года, так что анализ их суммы только на конец года может быть бессмысленным.
Коэффициенты лучше интерпретировать по сравнению со средними по отрасли, иначе их показания противоречивы. Например, высокий оборот запасов сам по себе может быть свидетельством и качественного управления активами, и негативного с точки зрения продаж факта недостачи на складе, особенно при относительно малом сроке реализации продукции. В то же время при сопоставлении выручки с другими компаниями многое встаёт на свои места.
Некоторые коэффициенты требуют получения исходных данных через отдельный анализ финансовой отчётности. Что касается счетов к получению, то здесь надо оговориться, что данные по ним доступны не всегда, однако их можно вычислить как
себестоимость плюс конечные запасы минус начальные запасы.