Следуя простым и понятным принципам инвестирования Уоррен Баффет показал на своем примере что наиболее выгодным и надежным является долгосрочное
инвестирование капитала в акции компаний. В роли инвестора американский
предприниматель сумел заработать более 66 миллиардов долларов. Сейчас он считается одним из богатейших людей в мире и вторым по размеру состояния на территории Соединенных Штатов. Баффет известен под прозвищами "Оракул из Омахи", "Провидец" и "Волшебник из Омахи".
Принцип инвестирования "Независимость от мнения других"
Одна из любимых фраз Баффета звучит так: "Если вы все такие умные, то почему я такой богатый?". Он очень часто поступает не так как большинство трейдеров и аналитиков. "Провидец" категорически не согласен с теми, кто при инвестировании сосредотачивается на краткосрочных факторах. так как это уводит инвестора от главного - он забывает куда инвестирует
деньги.
Баффет считает, что для того чтобы быть хорошим инвестором недостаточно иметь нюх, отличать хороший
бизнес от плохого или даже получить соответствующее образование. Главными качествами являются:
- Уверенность в себе и смелость на независимое от большинства мнение
- Выдержка для того чтобы держать себя в рамках ограничений, установленных для самого себя
- Способность самостоятельно принимать решения
"Оракул из Омахи" считает, что подражание большинству далеко не самый лучший способ заработать деньги, по этому поводу он говорил: "Меня всегда поражало, как бездумно занимаются подражанием люди с хорошими умственными способностями. Мне никогда не приходили в голову стоящие идеи при разговорах с другими людьми".
Только долгосрочное инвестирование
Уоррен Баффет никогда не пытался заработать деньги на фондовом рынке , он покупал акции основываясь на предположении, что
рынок могут закрыть завтра и он не будет работать следующих пять лет. Только долгосрочное инвестирование позволяет оградить себя от огромного количества случайных факторов, среди которых: положение на мировом рынке, изменение стоимости сырья и настроения инвесторов. Ярким примером служат колебания стоимости акций компании Coca-Cola. В 1992 году Баффет говорил, что если бы
инвестор в 1919 году приобрел бы акцию компании Coca-Cola за $40, то 1920 году ее стоимость составила бы всего $19,5. Падение цены в следующем году произошло из-за увеличения цен на сахар, но при реинвестировании всех дивидендов $40 вложений в 1992 году принесли бы $1,8 миллионов. И все это на фоне великой депрессии и войны. Выходит так, что инвестировать нужно только в те компании, которые никогда не захочется продавать, только если срочно не понадобятся деньги.
Изучение компании перед инвестированием
Рекомендуя тщательно изучать компанию перед инвестированием Баффет имеет ввиду совсем не то чем занимается подавляющее большинство аналитиков на фондовом рынке, которые изучают возможность покупки акций инвесторами, следят за малозначимыми новостями и анализируют возможность роста акций в ближайшем будущем. Для того чтобы инвестировать в какую-либо компанию необходимо тщательно изучить саму компанию, что она производит, чем занимается и насколько востребованы ее товары и услуги. "Оракул из Омахи" всегда пользуется принципом "покупаю то, чем пользуюсь сам" это касается почти всех его инвестиций. Он бреется исключительно бритвами "Жиллетт", его
фонд владеет 11% акций компании. Любит пить Кока-Колу в банках, ему принадлежит 7% акций. Washington Post любимая газета "Волшебника из Омахи", фонду Berkshire принадлежит 15% акций. Он всегда расплачивается картой American Express, в его руках находится 10% акции финансовой компании. Хорошее исследование бизнеса компании является основной работой перед инвестированием,
это исследование не должно включать только сухие цифры.
Критерии для инвестирования в акции российских компаний
Основываясь на принципах инвестирования Уоррена Баффета, были разработаны критерии для оценки акций российских компаний, которые в значительной степени отличаются от выбора подавляющего большинства финансовых аналитиков. Критерии, которые будут приведены ниже, позволят выделить наиболее перспективные компании, способные с большей вероятностью принести хорошую
прибыль в долгосрочной перспективе.
1. Достаточное количество информации о бизнесе компании
Для того чтобы быть уверенным в своей будущей инвестиции необходимо знать компанию, в которую планируется вложить деньги. Исходя из этого компания должна быть открыта для инвесторов и регулярно сообщать как о своих планах, так и о том что уже сделано либо делается.
2. Руководство компании
Нужно оценивать то, как зарекомендовали себя управляющие компанией, и в какой степени менеджмент компании способен выполнить поставленные перед ним задачи.
3. Маркетинг компании
Результаты деятельности любой компании зависят от того как разработана и переменяется
маркетинговая стратегия. Только потенциальные потребители товаров или услуг решают будущее компании.
4. Степень зависимости от внешних факторов
Важной частью анализа является оценка результатов деятельности компании от изменяющихся внешних факторов, таких как налоговые, политические, сырьевые и рыночные.
5. Рентабельность
Необходимо учитывать рентабельность компании и то насколько она увеличивается за счет новых инвестиций.
6. Конкурентное преимущество
Нужно знать насколько стабильно потребители будут выбирать товары именно этой компании, и как она защищена от прихода на рынок конкурентов и их активных действий.
7. Перспективы в долгосрочном периоде
Необходимо проанализировать то насколько компания может увеличить прибыль и вместе с ней свою стоимость в течении длительного периода времени. Очень важно учитывать отрасль в которой работает компания и ее долгосрочные планы и цели.