Инфраструктурные облигации

инфораструктурные облигацииСегодня все большее распространение получают так называемые инфраструктурные облигации. При этом все чаще данный инструмент применяться на государственном уровне. Это вполне объяснимо – с его помощью можно привлечь максимальный объем инвестиций на наиболее выгодных условиях. Но возможностями ценных бумаг пользуется не только государство. Для предпринимателей и ряда частных лиц данное направление выглядит очень перспективно. Сразу отмечусь, что данная статья – это очередной ликбез для трейдера и инвестора, позволяющий расширить свой кругозор.

Что это за облигации?

Инфраструктурные облигации представляют собой один из видов ценных бумаг, выпуск которых обусловлен необходимостью финансирования различных проектов в эксплуатационной и строительной сфере. Если немного углубиться в историю, то мы увидим, что инфраструктурные облигации впервые появились в США, и их выпуск осуществлялся исключительно для строительной отрасли.

Типы и признаки инфраструктурных облигаций

Сегодня все «инфраструктурные» ценные бумаги можно поделить на два основных вида – облигации, обеспеченные доходами от проектов, и облигации общего покрытия. Наиболее популярным является первый тип облигаций, ведь в нем основной расчет идет на прибыль от реализуемых проектов. Что касается признаков инфраструктурных облигаций, то здесь можно выделить несколько основных особенностей:

- продолжительный период погашения – от 15 до 25 лет;

- выпуск ценных бумаг осуществляется для возведения (реконструкции) конкретных объектов – аэропортов, железных и автомобильных дорог, аэровокзалов и так далее;

- к главным покупателям инфраструктурных облигаций относятся пенсионные и инвестиционные фонды, финансовые учреждения и страховые фирмы;

- инфраструктурные облигации в большинстве случаев обеспечены государственными гарантиями.

Мировой опыт

Чтобы понять особенности, преимущества и перспективы инфраструктурных облигаций, можно рассмотреть опыт таких стран, как Индия, Чили, США и прочие. В большинстве государств финансирование инфраструктурных проектов осуществляется через пенсионные фонды с помощью выпуска рассматриваемых нами ценных бумаг. 1) Австралия – одна из первых стран, где инфраструктурные облигации стали по-настоящему популярными. Выпуском ценных бумаг занимаются правительственные организации. В роли эмитентов выступают две структуры – орган по дотациям и Австралийская налоговая служба. В стране действует особый Закон о дотациях, согласно которого займы могут осуществляться в виде рефинансирования, непрямых и прямых заимствований. При этом на законодательном уровне составляется список тех объектов, которые можно относить к категории инфраструктурных. Сегодня в этом списке компании, связанные с электроснабжением, газоснабжением, генерацией электроэнергии, водоочистными и канализационными сооружениями. Население обязуется за пользование каждым из таких объектов вносить соответствующую плату. Стоит отметить, что держатели инфраструктурных облигаций получают множество дополнительных возможностей:

- участвовать в пересмотре вопросов финансовой помощи по тому или иному проекту;

- получать налоговые преференции на срок до 15 лет;

- иметь дополнительный заработок в виде части дохода компании в случае внедрения в жизнь задуманных инфраструктурных проектов. инфораструктурные облигаци2) В Соединенных Штатах выпуск инфраструктурных облигаций также поставлен на «широкую ногу». Здесь ценные бумаги имеют муниципальный характер и бывают двух основных видов – облигации, обеспеченные прибылью от проектов, или же ценные бумаги с общим покрытием. Что касается ценных бумаг первого типа, то здесь в качестве основных источников прибыли выступают граждане, которые оплачивают предоставленные им услуги – воду, дороги, электричество. Кроме этого, именно в Америке выпускаются инфраструктурные облигации промышленного «образца», основная задача которых – инвестирование промышленной сферы. Выпуск таких ценных в США - задача государственных структур различных уровней. В США муниципальные займы считаются одними из самых надежных, поэтому основными держателями ценных бумаг выступают взаимные фонды (более трети всех ценных бумаг), страховые компании (около 15%), банки (около 10%) и, конечно, частные инвесторы. Экономика США построена таким образом, что инвестирование в ценные бумаги осуществляется чаще всего из пенсионных фондов. 3) В Чили посредством инфраструктурных облигаций осуществляется активное финансирование строительной отрасли. Благодаря вливаниям через пенсионные фонды возводятся новые аэропорта, объекты ЖКХ, строятся современные дороги. Впервые инфраструктурные облигации появились на рынке страны где-то в 1998 году. В качестве источника средств, как и в США, являются пенсионные фонды. Инициатором стала одна из наиболее популярных в стране страховых компаний - Santander. В роли эмитента ценных бумаг выступает концессионер. С каждым годом такие проекты получают все более широкое распространение. 4) В Индии выпуском инфраструктурных облигаций занимаются банки. К примеру, наиболее популярными эмитентами являются такие финансовые учреждения, как FDBI и ICICI. Инфраструктурные ценные бумаги бывают двух видов – облигации с регулярной прибылью и так называемые «налогосберегающие» облигации. К первому типу ценных бумаг можно отнести пенсионные, доходоприумножающие и образовательные облигации. Ко второму - ценные бумаги, которые позволяют получить вычет по налогу на доход в размере от 20% от вложенной суммы. На законодательном уровне установлен максимальный размер налогового вычета и максимальная сумма вложений. Особенность инфраструктурных облигаций Индии заключается в том, что под них всегда можно получить кредит в банке. Величина займа зависит от целого ряда факторов, в том числе и от экономических показателей определенного проекта. На дивиденды по облигациям текущая инфляция не сказывается, поэтому в случае вложений на долгосрочную перспективу они способны принести неплохую прибыль. С другой стороны, держатель инфраструктурных облигаций в Индии не застрахован от невыплаты денег за ценные бумаги. облигации

Основные отличия инфраструктурных от корпоративных облигаций

Сегодня все чаще возникает путаница между корпоративными и инфраструктурными облигациями. Чтобы исключить данный фактор рассмотрим основные нюансы последних:

- в качестве «вкладчиков» выступают институциональные инвесторы - пенсионные фонды, страховые организации и так далее. Определенную долю на себя забирают консервативные инвесторы;

- выпуск инфраструктурных облигаций осуществляется в рамках концессионных договоров между двумя участниками сделки – концессионером и государством (муниципальными органами);

- средства, полученные от продажи инфраструктурных облигаций, предназначаются для реализации больших строительных проектов

– возведения железных дорог, аэропортов, нефтегазопроводов и так далее;

- инфраструктурные облигации подкрепляются государственными или банковскими гарантиями. Часто к сделке подключаются поручители;

- срок действия таких ценных бумаг напрямую зависит от сроков строительства и может составлять до 20-25 лет. Как обстоят дела в России? На территории России в качестве основных потребителей инфраструктурных облигаций являются страховые организации и пенсионные фонды (в общем, практические все консервативные инвесторы). Но, к сожалению, все далеко не так гладко. Основной причиной появления проблем является жесткость существующих требований, что снижает возможности по накоплению капитала. Основные ограничения активов для такого рода инвесторов связаны с правилами листинга, нуждающимися в корректировках. Так, в 2008 был изменен список условий, по которым ценные бумаги могли быть включены в котировки без выполнения ряда «неприятных» требований. Ранее препятствием мог стать малый срок существования эмитента, отсутствие необходимого объема сделок, наличие убытков и далее. Сегодня этого нет. Столь важные изменения открыли пути для новой волны инвестирования в данный вид облигаций. При этом в России появились перспективы для выпуска квазиинфраструктурных ценных бумаг. В чем смысл приставки квази? Она объясняется довольно просто – послабления распространяются только на узкий круг эмитентов. Но в России путь инфраструктурных облигаций только на начальном этапе и назвать его полноценным инструментом еще нельзя. При этом включение в котировальные списки – это еще не повод для оптимизма, ведь процедура составления договора с государственными структурами – весьма затратная и длительная. Но уже это делает концессионера довольно надежным заказчиком. Если инфраструктурная облигация подтверждена гарантией государства, то включение в котировальные списки происходит с определенными поблажками. ценные бумагиВ любом случае внедренные в структуру российского рынка квазиинфраструктурные облигации совершенно не способны решать те задачи, которые на них возлагаются. Единственное, на что можно рассчитывать, так это что они станут дополнительным инструментом в привлечения средств для реализации наиболее важных проектов. Что касается изменений в правила листинга, то с их помощью можно вкладывать средства, аккумулируемые пенсионными фондами, в отдельные проекты. Естественно, на промежуточном этапе никто не собирается останавливаться – есть четкое намерение издать полный объем подзаконных актов для полноценного регулирования инфраструктурных проектов и выпуска инфраструктурных облигаций. России необходимо пройти сложный путь, чтобы инфраструктурные облигации имели следующие особенности:

- относились к одному из видов государственных облигаций и носили исключительно целевой характер, то есть выпускались под реализацию конкретных проектов;

- обеспечивались государственными и банковскими гарантиями;

- играли роль производных ценных бумаг, выпуск которых стал доступен субъектам, финансирующим конкретные проекты. Чтобы сделать инфраструктурные облигации действительно надежным и перспективным инструментом для реализации проектов в различных областях промышленности, должна быть четко продумана схема выпуска ценной бумаги, предусмотрены максимально гибкие условия обращения облигаций. Необходимо организовать все таким образом, чтобы в зону использования данных облигаций попадали не только федеральные проекты, но и проекты, реализуемые квазиконцессионными способами. И самое главное (о чем мы говорили выше) инфраструктурные облигации должны иметь целевой характер. Для этого вся инфраструктура должна быть четко прописана в законе. Здесь речь идет о коммунальной, энергетической, социальной и транспортной инфраструктуре. Кроме этого, необходимо провести все процедуры урегулирования отношений между эмитентом и банком, установить основные требования к инфраструктурным проектам, оптимизировать механизмы контроля со стороны государственных структур. Последний момент, касающийся исполнения обязательств со стороны эмитента является наиболее важным. Конечно, все это большая работа, но при пошаговом решении проблемы можно добиться хороших результатов в будущем.

Основная схема инфраструктурного займа

схема инфораструктурного займаВ завершение хотелось бы рассмотреть саму структуру современного облигационного займа. В частности, есть несколько оптимальных шагов, которые в будущем позволят реализовать самые смелые проекты уже в России: 1) Создается специальное юридическое лицо для участия в конкурсе и дальнейшего заключения концессионного договора; 2) Сам конкурс; 3) Заключается концессионный договор; 4) Происходит размещение инфраструктурных облигаций на срок, который ограничивается временем реализации и окупаемости проекта; 5) Полученные деньги направляются в необходимую отрасль – на реконструкцию, строительство и так далее; 6) Осуществляется государственная приемка объекта; 7) Собираются платежи от граждан, которые пользуются объектом и отправляются на счета держателям облигаций.

Выводы

Если наладить работу с выпуском инфраструктурных облигаций и заинтересовать потенциальных инвесторов, можно существенно ускорить темпы экономического роста, обеспечить целостность, обороноспособность и национальную безопасность государства, повысить уровень жизни и полноценно интегрироваться в мировую экономику. Но это возможно только в том случае, если получится убрать огромное число «пробелов» в сфере законодательства.
  • облигации
  • типы и признаки инфраструктурных облигаций
  • схема инфраструктурного займа
  • инфраструктурные облигации
X

Комментарии (6)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP