Спустя восемьдесят лет после того, как великий индийский авиатор, промышленник и глава Tata Group Джахангир Ратанжи Дадабхой Тата запустил первый регулярный рейс в Индии, конгломерат активно пытается вернуться на рынок авиаперевозок, инвестируя в лоукост.
AirAsia Berhad (MYX: 5099), крупнейший бюджетный авиаперевозчик Юго-Восточной Азии по размеру флота, в среду заявил о подписании соглашения о создании бюджетной авиакомпании совместно с Tata Sons и инвестиционной компанией Telestra Tradeplace, владельцем которой является индийский бизнесмен Арун Бхатия.
Подобные партнерские отношения стали возможными после сентябрьского решения правительства Индии открыть авиационный сектор страны для прямых иностранных инвестиций, ограничив их 49%-ной долей в уставном капитале компаний.
По словам менеджеров AirAsia, три стороны уже подали заявку в индийский Комитет по содействию иностранным инвестициям (FIPB). Согласно документу Малазийский перевозчик планирует владеть 49% акций совместного предприятия, Tata Sons достанется 30% акций, а холдингу Telestra Tradeplace — оставшиеся 21% акций. Держателем доли AirAsia будет выступать инвестиционной подразделение компании — AirAsia Investment. Новый лоукост разместит свою штаб-квартиру в южноиндийском городе Ченнаи и сосредоточится на перелетах, соединяющих маленькие индийские города с мегаполисами.
Операционное управление новой авиакомпанией будет совершать AirAsia, тогда как Tata Sons и Telestra Tradeplace выступают в сделке исключительно инвесторами. «Совместное предприятие будет в управлении AirAsia, Tata Sons не будет выполнять операционную роль», — говорится в отчете Tata Group.
«Мы внимательно изучали развитие современной Индии на протяжении последних нескольких лет, поэтому четко уверены в том, что сегодняшний момент идеален для создания бюджетных авиалиний AirAsia. Это будет стимулом для роста рынка и популяризации путешествий», — уверен Тони Фернандес, основатель и гендиректор AirAsia.
Джахангир Ратанжи Дадабхой Тата считается основателем индийской гражданской авиации. В 1932 году он основал первую частную авиакомпанию в Индии — Tata Airlines, которая в 1953 году была национализирована индийским правительством. С тех пор руководство Tata Group не раз говорило о планах вернуться в авиационный бизнес. В частности, нынешний глава конгломерата, Ратан Тата, также является квалифицированным пилотом и умело управляет самолетами и вертолетами. В 1991 году он предпринял попытку создать совместное предприятие с Singapore Airlines, однако проект, проходивший бюрократические процедуры на протяжении семи лет, так не был одобрен контролирующими органами.
Соглашение между малазийской авиакомпанией и индийскими конгломератами является уже второй по счету сделкой в сфере авиаиндустрии Индии начиная с сентября. Несколько месяцев назад о возможном альянсе заговорили индийский авиаперевозчик Jet Airways и национальная авиакомпания ОАЭ Etihad Airways. По словам источников, близких к сделке, Etihad Airways планирует выкупить 24% акций Jet Airways за $300 млн.
По мнению аналитиков, рынок пассажирских авиаперевозок в Индии интересен для иностранных авиакомпаний благодаря огромному населению страны и растущему количеству индийцев, живущих за границей.