Нефтяная компания Statoil, большей частью принадлежащая правительству Норвегии, существенно увеличила свои продажи в Европе за последние годы, отобрав часть рынка у российского «Газпрома». По словам старшего вице-президента компании, отвечающего за природный газ, Руне Бьорнсона, продолжающаяся политическая неопределенность относительно спроса на газ в Европе в конечном счете повлияет на желание производителей, и, в частности, его компании инвестировать в новое производство.
Его слова выражают нарастающую тревогу представителей энергетической промышленности из-за неопределенной государственной политики стран Европы. Ожидается, что газ будет важной частью стратегии снижения выбросов, реализуемой многими странами ЕС, поскольку он заменит более загрязняющий окружающую среду уголь. Но предприятия коммунального обслуживания, на которые приходится почти треть спроса на газ в ЕС, отказываются инвестировать в заводы, работающие на этом виде топлива, пока правительство не разъяснит правила для сектора.
Крупнейшее по доходам предприятие коммунального обслуживания в Германии E.ON оценивает возможность приостановки работы использующих газ заводов, а британская компания Centrica сообщила, что не будет строить новые объекты, по крайней мере, четыре года. Французская GDF Suez и вовсе списала со счетов стоимость работающих на газе заводов в Северо-Западной Европе.
Statoil намерена начать добычу в Северном море и Азербайджане, но чувствует падение спроса на свою продукцию. Бьорнсон заявил: «Мы готовы снабжать Европу в будущем. Она находится очень близко к нашему производству, нам выгодно делать поставки, но необходимо прояснить ситуацию». Коммунальщики же используют вместо газа дешевый уголь — этому способствовало снижение выплаты за выбросы в атмосферу и бурное развитие добычи сланцевого газа в США, которое обесценило другие виды топлива. В Германии газ тоже не выдерживает конкуренции — страна значительно субсидирует использование восстанавливаемых источников энергии. По данным Bloomberg New Energy Finance, работающие на газе электростанции приносят убытки уже почти год в Германии и Бельгии и больше двух лет в Голландии.