Недавно «под раздачу» попали немецкие автопроизводители Volkswagen и Daimler, обвиняемые китайскими телеканалами в поставках некачественных машин. Оба концерна пообещали как можно скорее устранить неполадки, к тому же Volkswagen отозвал из продажи 380 тыс. автомобилей для устранения дефектов. Решение Volkswagen, которое обойдется компании в $618 млн., вполне обосновано: на Китай приходится 28% всех продаж компании. Желая избежать конфликта, представители Daimler также заявили, что «приветствуют и ценят участие СМИ в контроле за качеством продукции».
После массовой атаки китайских чиновников и СМИ на компанию Apple, обвиняемую в некачественном сервисном обслуживании китайских клиентов, «высокомерии», «бесчестности» и «жадности», американский производитель смартфонов извинился за причиненные неудобства и заявил, что немедленно исправит их.
В прошлом году от падения продаж пострадали и гиганты фаст-фуда Yum Brands и McDonald's после того, как государственные медиа обвинили их в неспособности решить проблемы с поставщиками курятины. Для компании Yum Brands китайский рынок является стратегически важным: на него сегодня припадает около 50% продаж компании, тогда как еще в 2010 году эта цифра составляла 36%.
На протяжение долгих лет западные компании инвестировали в Китай из-за его высокого потенциала. Сейчас они столкнулись с жесткой реальностью: китайский рынок — не самое благоприятное место для ведения бизнеса. В результате давления со стороны госорганов международные корпорации стали более осмотрительными и вводят дополнительные меры безопасности. Coca-Cola выделила специальных людей для общения со СМИ и чиновниками, а также бесплатно проводит тренинги по связям с общественностью для заводских менеджеров. Китайские магазины Wal-Mart также наняли дополнительный персонал для работы с интернет-ресурсами, чтобы вовремя предупреждать возможные конфликты.
История давления Китая на иностранные компании на самом деле стара, как мир. Еще в 2010 году государственный телеканал China Central Television выпустил критикующий ролик о компании Hewlett-Packard, в котором говорилось о жалобах клиентов по поводу продаж неисправных ноутбуков. Тогда Hewlett-Packard извинилась и заявила о готовности исправить сложившуюся ситуацию.
На финансовые результаты компаний давит и законодательство, в частности антикоррупционная кампания, инициированная президентом Китая Си Цзиньпином. В феврале французский производитель алкогольных напитков Pernod Ricard заявил, что новые правительственные лимиты на подарки клиентам и проведение банкетов значительно уменьшили спрос на виски и, следовательно, объем продаж компании. О снижение продаж в результате давления госорганов заявляли также британская компания Burberry и гонконгская Chow Tai Fook Jewellery Group.