Банковская система – это одна из самых важных структур рыночной экономики. Деятельность всех банков, которые обслуживают клиентов разделяют на коммерческие и розничные секторы. Розничный сектор динамично развивается, и является один из самых привлекательных видов в деятельности банка.
Что такое розничные банки?
Розничные банки — это банки, которые занимаются обслуживанием обширной клиентуры, совершающий множество небольших сделок и одновременно развивающий сеть отделений в которых они нуждаются. Под розничными услугами банка понимают:
- Услуги, которые предоставляются населению, для удовлетворения семейных и личных потребностей, которые не связаны с предпринимательством. Это может быть открытие вклада или обмен валют. Управление сбережениями. Предоставление дебитных, кредитных карт. Прием денежных средств от населения на текущий счет. Управление сбережениями. Посредничество в оплате счетов через списания.
- Корпоративные и розничные операции, например, выплата заработной платы или командировочных. Страхование, пенсионные фонды, овердрафты, ипотеки.
- Условно-розничные операции, осуществляются физическими и юридическими лицами в связи с их коммерческой деятельностью. Технологии операций в этом случае схожи как с физическими лицами.
Как построить розничный банк?
Рассматриваем два способа построения розничного банка:
- Создать собственный розничный банк. Это позволяет изначально разработать правильную модель, таким образом, получается стабильная основа для роста. И в этом случае не наследуются проблемы другого банка, как при слиянии. Создание с нуля, этот вариант дешевле, чем при поглощении другого банка, но результат достигается гораздо медленней.
- Поглощение и слияние уже готового банка. Преимущество в том, что при поглощении и слиянии прибыль получается гораздо быстрее.
Какой из этих двух способов эффективней аналитики не могут дать однозначный ответ. Какой-то универсальной стратегии для развития розницы не существует. Определяется целевая аудитория потенциальных клиентов, изучаются их мотивы и учитывая внешние факторы разрабатывается бизнес-план. Банки, которые нацелены на успех должны быть всегда заинтересованы в создании новых услуг для своих клиентов.
Важные факторы, повышающие конкурентность розничных банков;
- размеры сети филиалов и отделений, их качество;
- количество банкоматов;
- квалификация персонала, стабильный штат;
- размер кредитного портфеля, и его качество;
- отлаженные бизнес-технологии;
- репутация бренда;
- прозрачность бизнеса для клиента;
- стабильные отношения с иностранными банками;
На развитие рынка всех розничных услуг банка влияет экономическая ситуация конкретной страны или региона.
На данный момент населением розничные банки воспринимаются как компании, которые предоставляют многие финансовые услуги.