Автоматическая фискальная политика

Автоматическая фискальная политика (Automatic fiscal policy) заключается в незапланированных структурных изменениях в чистых налогах и производимых правительством закупках, происходящих при перемене макроэкономического состояния экономики государства с сохранением неизменного уровня налоговых ставок и программ по трансферту.

 

Например, при росте реальных объемов производства отмечается естественное увеличение поступления налогов в бюджет государства и в то же время параллельное снижение реально производящихся трансфертных выплат. Следствием этих сдвигов в структуре экономической конъюнктуры является как номинальное, так и реально выраженное сокращение бюджета. Снижение уровня трансфертных платежей и увеличение поступления налогов является необходимой мерой, которую должно принять правительство страны с целью снижения темпа инфляции в период роста экономики. Реальное потребление снижается при росте цен вследствие не полного охвата оперативной индексацией доходов, получаемых экономическими агентами, номинального и реально выраженного снижения дефицита бюджета, обуславливаемого не полной оперативной индексацией налоговых поступлений.

 

Это означает, что при экономическом росте, увеличении реальных объемов производства, растущих ценах и сокращении безработицы, бюджет претерпевает изменения такого же характера, как и при специальном стремлении правительства сокращения совокупного спроса, используя макроэкономические инструменты. При снижении объема производства отмечается появление обратных явлений, сопровождающихся ростом бюджетного дефицита.

 

alt="автоматическая фискальная политика"

 

Преимущества и недостатки, которыми обладает автоматическая фискальная политика

 

Преимуществами фискальной политики являются:

 

1) Проявление эффекта мультипликатора. Всеми инструментами, которыми располагает фискальная политика, можно произвести воздействие в виде мультипликативного эффекта на значение совокупного равновесного выпуска.

 

2) Отсутствует внешний лаг (задержка). Под внешним лагом подразумевается промежуток времени от принятия решения, касающегося изменения политики до появления первого результата вследствие этого изменения. При принятии правительством решения относительно изменения применяемых фискальной политикой инструментов, результаты их влияния на состояние экономики проявляются в достаточно короткие сроки (наличие внешнего лага более характерно монетарной политике из-за присущего ей сложного передаточного механизма).

 

3) Автоматические стабилизаторы фискальной политики. Правительству не требуется принимать специальные меры для того, чтобы стабилизировать экономику благодаря наличию встроенных стабилизаторов. Происходит автоматическая стабилизация (сглаживание колебаний экономики циклического характера).

 alt="автоматическая фискальная политика"

К недостаткам фискальной экономики относятся:

 

1) Проявление эффекта вытеснения. Экономически этот эффект проявляется таким образом: характерное для периода спада увеличение бюджетных расходов (растущие государственные закупки и/или трансферты) и/или снижение бюджетных доходов (налогов) является причиной мультипликативного роста совокупного дохода, способствуя увеличению спроса на денежные средства и повышению ставки процента в условиях денежного рынка (цены кредита). А так как кредиты в основном получаются фирмами, их удорожание приводит к снижению частного инвестирования в виде «вытеснения» части расходов компаний на инвестиции, являясь причиной снижения выпуска продукции. Следовательно, растущая ставка процента при проведении стимулирующей экономику фискальной политики «вытесняет» определенную долю совокупного количества производства вследствие снижения величины частного инвестирования.

 

2) Внутренний лаг. Под внутренним лагом подразумевается промежуток времени, истекший с момента возникновения необходимости изменений в политике до принятия решения относительно ее изменения. Принятие данных решений производится правительством, но для введения  решений в действие требуется, чтобы их обсудил и утвердил законодательный орган власти (Парламент, Конгресс, Государственная дума и т. д.) для придания законной силы. Для обсуждений и согласований может потребоваться длительный период времени. К дополнительному увеличению лага приводит вступление их в действие только в следующем финансовом году. За этот промежуток времени могут произойти изменения в экономической ситуации. Допустим, при первоначальном наличии рецессии и разработке соответствующих стимулирующих мер политики, к моменту, когда они начнут действовать, в экономических процессах может уже начинаться подъем. Результатом дополнительного стимулирования экономики может стать ее перегрев и новый виток инфляции, т. е. дестабилизирующее воздействие на процессы экономики. С другой стороны, разработанные для сдерживания экономики в момент ее бурного роста меры политики, при продолжительном внутреннем лаге способны усугубить ее спад.

 

3) Наличие неопределенности. Этот недостаток присущ и фискальной и монитарной политике. Неопределенность заключается:

 

  • В проблеме идентификации ситуации в экономике. Точное определение момента окончания периода рецессии и начала оживления экономики или момента превращения подъема в ее перегрев представляет определенные трудности. В то же время, так как разные фазы цикла требуют применения разных видов политик (стимулирующей или сдерживающей), совершение ошибки при определении вида ситуации и последующего выбора нужного типа политики способно дестабилизировать экономику.

 

  • В проблеме выбора величины изменения инструментов фискальной политики государства в конкретной ситуации в экономике. Даже при правильном определении экономической ситуации представляет сложность точное определение объема увеличения государственных закупок или сокращения налогов для обеспечения экономического подъема и достижения потенциального, но не превышающего его оптимальное значение, объема выпускаемой продукции, то есть, не допуская перегрева и ускорения инфляции. В обратном случае, используя сдерживающую фискальную политику не допустить прихода экономики в депрессию.

 

4) Возникновение дефицита бюджета. Появление дефицита бюджета в государстве монетаристами, выступающими против применения в урегулировании экономики кейнсианских методов, и представителям неоклассического направления экономических теорий, в которые входят теория экономики предложения и теория рационального ожидания, относят к наиболее важным недостаткам фискальной политики. На самом деле, использование таких инструментов стимулирующей политики во время спада экономики для увеличения совокупного спроса как повышение объема производимых государством трансфертов и закупок, которые относятся к расходам бюджета, и уменьшения налогов, представляющих доходы бюджета, приводит к увеличению дефицита бюджета в государстве. Это объясняет то, что предложенные Кейнсом способы государственного контроля экономики, называют «дефицитным финансированием».

 

Многие развитые страны, применявшие после окончания Второй мировой войны методы Кейнса, особенно сильно столкнулись с проблемой бюджетного дефицита в 70-х годах. При этом США испытали появление «двойного дефицита» («twin debts») – одновременного проявления дефицитов государственного бюджета и платежного баланса. Это превратило проблему финансирования испытываемого государством дефицита бюджета в важнейшую макроэкономическую проблему.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • автоматическая фискальная политика
  • автоматические стабилизаторы фискальной политики

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP