Нефть и нефтепродукты в РФ

За последние годы нефтяная промышленность РФ  масштабно трансформировалась, за счет чего Россия очутилась в компании крупнейших нефтепроизводителей.

 

На сегодняшний день тяжело вообразить международные отношения без определенной роли нефти. Она влияет на политические аспекты и экономические правоотношения, выступает горячей темой в СМИ. Но данная отрасль промышленности возникла в РФ не так давно. В 1846 году вблизи Баку (на тот момент - составляющая Российской империи) пробурили одну из первых в мире скважин.

 

Российская Федерация два года  назад  побила абсолютный рекорд по объему экспорта нефти и нефтепродуктов. Так, на сумму 283 млрд. дол. Было экспортировано 388 000 000 т нефти и нефтепродуктов. 90 % экспортного объёма ушло в дальнее зарубежье, остальное - в государства СНГ.

 

структура экспорта нефтепродуктовКраткий экскурс в историю


В 90-х годах обеспечение нефтепродуктами определялось деятельностью больших вертикально-интегрированных нефтяных компаний, обладавших соответствующими региональными заводами и автозаправочной сеткой. Регионы привлекали не только месторасположением нефтепроводов и перерабатывающих предприятий, но и состоятельными промышленными потребителями.

 

Дополнительный механизм воздействия на рынок сбыта – это соглашения вышеуказанных компаний с администрациями регионов (около ½ субъектов РФ подписали такие соглашения). Таким образом, определенные компании в буквальном смысле определяли рыночную обстановку в регионах благодаря привязке других субъектов хозяйствования к собственной инфраструктуре в рамках сбыта нефтепродуктов, а также их хранения. Само собой это не могло не сказываться на рынке, влияя и на опт, и на розницу.


До 1999 г. монополизация рынка реализовывалась при помощи оптового звена, в некоторых ситуациях –  с помощью транспортной составляющей. Что касается розничной сети, там сложилась жесткая конкуренция.

 

Независимые торговцы нефтепродуктами во времена кризиса цен 1999 г. оказались в условиях товарного дефицита – компании требовали приобретать при полной предоплате исключительно крупные партии товара. В связи с этим, продавцы были вынуждены приобретать продукт по завышенной стоимости, что нашло отображение в ценовой политике розницы.


Начиная с 2000 г. стали меняться условия работы нефтерынка. Формируется определенное направление рынка, с принадлежностью основной доли 2-3 нефтяным компаниям. Товары конкурентов, как правило, однородны, и главный аспект успешности - это своевременные поставки и стоимость.

 

 Основные нефтяные продукты и НПЗ России

 

основные нефтепродукты РФК основным товарным группам нефтепродуктов РФ относятся следующие:

 

  • Автомобильный бензин.
  • Дизельное топливо.
  • Топочный мазут и битумы.
  • Авиационное и ракетное топливо.
  • Моторные масла.

 

Среди главных нефтеперерабатывающих предприятий России можно отметить:

 

  • КиришиНОС;
  • Омский НПЗ;
  • Лукойл-НОРСИ;
  • РНК;
  • Пермский НПЗ;
  • ЯрославНОС;
  • Московский НПЗ;
  • Волгоградский НПЗ;
  • Туапсинский НПЗ;
  • Ангарская НХК;
  • Уфанефтехим;
  • Новокуйбышевский НПЗ;
  • Салаватнефтеоргсинтез;
  • ТАИФ-НК;
  • ТАНЕКО и пр.

 

 

Проблемы развития нефтепереработки

 

Главными факторами регресса являются:

 

  • непомерные транспортные тарифы;
  • несоответствие стоимости нефтепродуктов внешнего рынка внутреннему;
  • услуги нефтепереработки больших заводов ограничивают доступ мелких и средних предприятий.

 

Заводы по нефтепереработке не хотят обслуживать небольшой нефтяной объем компаний менее крупных, а чтобы обеспечить рентабельную нефтепереработку, необходимы длительные поставки более чем на 50 000 т в месяц.

 

Кроме вышеперечисленного, основным направлением в развитии нефтеперерабатывающей промышленности является коренная реконструкция и модернизация НПЗ, а также повышение качества нефтепродуктов.

Предстоит разрешать проблему понижения загрязняющих выбросов от сжигания котельного топлива. 

 

 

Стоит отметить, что несущественные по мировым меркам оборотные объемы ведут к тому, что крайне маленький процент нефтяных компаний на мировом рынке способен конкурировать достойно.

 

Основные отраслевые характеристики

 

Повышенная концентрация бизнеса – это отличительная черта отрасли.
Нефтяные предприятия обладают солидными производственными ресурсами. Общее число таких предприятий – более 8 000, крупных и средних из которых примерно 800.

 

Следующая заметная особенность состоит в том, что капиталовложение в эту отрасль обладает экстенсивным характером. Благополучная обстановка в сфере нефтяной промышленности влияет на увеличение объема добычи, однако, совершенствование технологий нефтяной добычи и переработки нефти доступно далеко не всем. С увеличением объема добычи российской нефти последовало моментальное «состаривание» оборудования. Таким образом, сегодня отсутствует 100%-ое соответствие уровню современных стандартов.

 

Пропагандируются модернизационные идеи для российских НПЗ путем внедрения новейших технологий, а также энергосбережения. В результате, внимание акцентируется на компаниях, которые выпускают оборудование в сфере нефтепереработки.

 

Масляный сегмент нефтяной отрасли

 

Нефтяные масла являют собой сложные смеси, содержащие  в своем составе высокомолекулярные парафиновые и нафтеновые углеводороды с малой долей смолисто-асфальтеновых веществ.

 

Согласно сфере применения их можно классифицировать подразделяются на 2 группы:

 

  • смазочные;
  • специального назначения.

 

Использование нефтяных масел нашло применение почти во всех сферах промышленности, к тому же, авиация, армия и флот также не могут существовать без них. Структура и объем и использования масел выступает одним из показателей развития государства, а региональная структуре их использования позволяет определить уровень развития конкретного региона.

 

Лукойл- НОРСИ В 2006 г. объем масляного производства увеличился на 3,1%, однако не все сегменты ждало повышение. Например, понизилась выработка моторного масла для карбюраторных двигателей, уменьшился выпуск компрессорных и некоторых индустриальных масел и, наконец, слегка снизился выпуск трансформаторных масел.

 

Вместе с тем, значительно вырос объем выработки товарных базовых масел. Их основная часть экспортируется за рубеж, а остаток проходит модификацию и расфасовывается большим количеством маленьких нефтемаслозаводах, которые используют блендинговые установки. В пределах РФ действующими являются около 80 подобных предприятий, чья роль в производственной структуре товарных масел за последнее время капитально возросла.

 

Каждый год Россия производит порядка 2,6 млн. т масел (в основном, минеральные). Порядка 45% от выпуска смазочных материалов – это моторные масла. Около 20% товара идет на экспорт.

По мнению экспертов, значительное возрастание физических производственных объемов смазочных масел в РФ маловероятно, поскольку расход масел в современных механизмах более экономичен, и этот фактор сдерживает его производственный рост.

 

Конкурентная среда

 

Лукойл-ПермнефтеоргсинтезЛукойл-Пермнефтеоргсинтез являет собой крупнейший нефтеперерабатывающий завод Российской Федерации. Многие показатели топливно-масляного направления позволяют вышеуказанной компании с уверенностью занимать место лидера в данной отрасли. Каждый год предприятие проводит переработку  12 млн. т нефти и более (глубина переработки - 93%). Половина выпуска нефтепродуктов уходит на экспорт.

 

Строительство всех «масляных» площадей НПЗ проводилось давно, в период СССР, поэтому подавляющее их большинство устарело как физически, так и морально. Потенциал производства российских НПЗ практически целиком состоит из процессов экстракционного выделения масел, таким образом, важные качества потребительских свойств (например, содержание в маслах серы или индекс их вязкости) зависят непосредственно от состава нефти, которая поступает на завод.

Львиная доля российской выработки нефтепродуктов показывает несоответствие стандартам Европы, за счет чего они обладают низкой конкурентоспособностью на европейском рынке.

 

Подделки - головная боль производителей брендов

 

 В некоторых регионах России доля фальсификата приравнивается 40%. В результате предприятия вынуждены совершенствовать помимо качества своих масел, также упаковку и общий уровень защиты собственного товара. Почти все «масляные» НПЗ имеют или строят автоматизированные линии по производству пластиковых бочек и канистр с весьма трудновоспроизводимыми в кустарных условиях формами. Причем каждая из них располагает этикеткой с несколькими уровнями защиты.


Рынок масел РФ также имеет довольно «проблематичную зону» в качестве сегмента базовых синтетических масел – продукта химпроизводства с отдаленным отношением к нефтепереработке.

Потребности рынка РФ в полусинтетических и синтетических маслах каждый год оценивается в 75 000 т (примерно 40 000 т – это потребности Министерства обороны). На сегодняшний день Волгоградский НПЗ является единственным отечественным производителем синтетической «базы», которую целиком выкупают военные.

 

Последние тенденции нефтяного рынка РФ

 

Московский НПЗ90 % экспортных поставок нефтепродуктов России ориентирован на дальнее зарубежье (Атлантический рынок). В 2009 г. отмечался рост объема экспорта нефти и нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья на 7 %, в то время как экспорт в государства СНГ значительно сокращен (на 38,4 %, что составило 5,18 млн. т, вместо 7,79 млн. т).

 

В 2010 г. экспорт российских нефтепродуктов вырос до 131,3 млн. т.. Если доля дизтоплива в структуре поставок на экспорт почти не изменилась при физическом увеличении на 3 000 000 т, то доля мазута увеличилась с 53 до 55 % или до 72 млн. т. Экспорт бензина сокращен на 34 %, т.е. до 3 млн. т.

 

В середине 2011 г. экспортная структура российских нефтепродуктов была отмечена преобладанием средних и тяжелых дистиллятов — дизтоплива и мазута, которые предназначены к дальнейшей переработке. В итоге средняя цена корзины нефтепродуктов, идущих на экспорт не выше стоимости сырой нефти. Однако инвестиции, направленные на модернизацию нефтеперерабатывающей промышленности России в последнее время ведут к повышению качественных характеристик топлива.

 

Снижение пошлин

 

Министерство финансов России полагает, что Россию ожидает неизбежное понижение нефтяных пошлин. Поэтапное его продолжение после 2018 г. приведет к обнулению пошлин в 2025 г.

 

Сегодня пошлина на нефть-сырец равна 42%, в 2018 г. планируется ее понижение до 30%, вместе с ростом текущего налога на добычу полезных ископаемых для нефти. До 30% понизят пошлины на светлые нефтепродукты (бензин, дизтопливо).

 

Руководитель налогового департамента И. Трунин приводит аргументы Минфина следующим образом. «Пошлина не должна быть составляющей налогообложения, а экстраординарным методом реакции. На данный момент она представляет собой бюджетный доход, по сути, являясь разновидностью субсидии нефтепереработки, поскольку выступает фактором стабильности для внутренней стоимости нефти. Как и разница в пошлинах на нефтепродукты и нефть-сырец, она является дополнительным видом поддержки и стимуляцией экспортных поставок нефтепродуктов вместо сырой нефти.

 

Стоит отметить плохую работу вышеуказанных стимулов. Так, средняя глубина нефтепереработки не превышает 75%, в то время, как большинство западных НПЗ достигают 90%. Заместитель министра финансов С. Шаталов, комментируя ситуацию, заявляет о том, что Минфин всегда воспринимал этот факт в качестве прямой бюджетной потери.

 

Вероятность отмены пошлин возможна и по схеме более скорой, однако, 2025 г. – это последний срок. Сегодня режим свободной торговли ЕАЭС располагает изъятиями (компенсации и квоты пошлин), а к 2025 г. планируется их снятие. При этом специалисты сходятся во мнении, что подобная мера способна привести к увеличению на внутреннем рынке цен на бензин.

 

  • нефть и нефтепродукты России
  • нефтепродукты России
  • нефтеперерабатывающая отрасль России
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP