Экономика Беларуси

Республика Беларусь или Белоруссия —  страна на востоке Европы, не имеющая выхода к морю. Свою независимость Республика получила одной из первых среди стран бывшего Советского Союза в 1990 году и окончательно вышла из экономики СССР в 1991. Выход повлек за собой чреду негодований и резко отразился на валюте, ценах, производстве и гражданах страны.

 

Сегодня же Беларусь — это государство с зависимым экспортом и импортом от двух держав, однако, с тем же является одной из самых комфортных стран для реализации своих амбиций гражданам, несмотря на политическую обстановку и частичные ограничения прав и свобод.

 

Показатели экономики

 

Население Республики составляет около 9,5 млн. человек, на каждого гражданина выработка товаров и услуг составляет 7665 американских долларов и по паритету покупательной способности около 18 000 той же валюты.

покупательная способность Беларуси

 

Общий же показатель ВВП и ВВП по ППС страны составляет 71 млрд.  и 166 млрд. долларов США. Уровень инфляции на конец 2014 года — 16.2%.

 

Становление экономики страны

 

Экономика Беларуси формировалась в довольно сложных условиях. Страна, после развала СССР и разрыва хозяйственных связей, с остальными территориями бывшего Союза, пострадала больше всего. Наверное, больше Беларуси пострадал Казахстан с 2500-3000% инфляцией только за 1992-1993 года, но и это спорно.

 

Страна потеряла все — от предоставления сырья до финансирования.

Производство остановилось, и государство погрязло в хаосе. Из этого хаоса страну вытащили политики, но обо всем по порядку.

 

Экономика Беларуси в 90-х

 

После развала Союза республика не особо страдала на первых порах. В первый год полной независимости 1991-1992, страна по-прежнему держалась на плаву с относительно маленькой инфляцией в 248%. Работали многие предприятия и фабрики, однако, к 1993 году все стало намного хуже. В 1992 году инфляция достигла своего пика и за год составила 1659%. Промышленное производство из-за неопределенностей в оплате и отсутствии контрактов, стало сдавать позиции в разы сильнее. В период с 1991 года по 1995 год промышленность упала на 41%.

 

Первое значительное падение промышленности в 1993 году Республика пережила, но дальнейшее падение этой отрасли, отказ фабричного производства и открытие безналичного рынка для бедной на товары и услуги страны привели страну к большому хаосу. В этот период происходила, так называемая, политика завышения покупательной способности национальной валюты. В 1992-1994 годах за один белорусский рубль давали в 10 раз товаров и услуг больше, чем он стоил.

 

После, правительство ввело знаменитые «зайчики» для обуздания инфляции и для торможения обесценивания денег и в дальнейшем провести деноминацию без смены валюты, т.е. изменение номиналов денежных знаков после процессов гиперинфляции. Правда, отличный замысел сел в лужу, что привело к дальнейшему ухудшению национальной валюты. Но нет худа без добра, инфляция в разы остановилась, составив к концу 1995 года 107.5%, падение в 2 раза к 1991 году и в 15 раз к 1992 году.

 

Политика

 

Политические расприи в государстве стали особо отчетливо видны после свержения первого руководителя страны и становления Лукашенко, как гаранта. При его первом президентстве произошел ряд изменения, которые теперь должен уважать каждый белорус, страна не стала Зимбабве или иной бедной республикой, по типу Бангладеша и тд.

 

Президент и глава нацбанка, после кредита МВФ и снижения ставки рефинансирования, привели белорусский рубль к стабильности, а экономику избавили от гиперинфляции. Произошло это в 1995 году.

 

В  последующие годы президент вступал в конфликт с парламентом, в дальнейшем конституционно его обезглавил, что дало в 2000-х получить господину Лукашенко право избираться на третий и четвертый срок.

 

Самым важным экономикоразвивающимся фактором стало подписание первого договора между Россией и Беларусью о создании союзного государства. С этих пор экономика страны стала развиваться, а контракты с российскими компаниями дали отличный толчок для развития промышленности.

 

Экономика страны в XXI  веке

 

Беларусь в  XXI век вступила с той же проблемой — инфляцией. Правда, теперь она уже не была настолько баснословной, но с тем же купить буханку хлеба весом в 1 кг, можно было за пачку денег примерно с тем же весом.

 

Инфляция составила в 2002 году, около 35% и в дальнейшем только снижалась (к 2005 году составила всего 8%). Либо очередная деноминация в 1000 раз, либо правильные действия экономических санкций и политики помогли экономике страны. Интересно, что позже многие западные банки и инвесторы всерьез стали задумывать про белорусский рубль, как объект инвестирования средств.

рост экономики Беларуси

 

Правда, инфляция  в 2011 году  вылилась в 108,7%.

 

Возможно, исторический экскурс довольно утомителен, но без этого понять становление и дальнейшее развитие страны сложно, а такой страны, как Беларусь и вовсе нереально.

 

Столпы экономики: промышленность и сельское хозяйство

 

Промышленность

 

Промышленный сектор республики Беларусь довольно перспективен и сейчас все больше и больше направлен на развитие по международным стандартам. Так, страна производить 17% всех комбайнеров в мире, занимает 30% рынка самосвалов. Промышленность Республики сильна, и если отбросить сырьевую зависимость от поставок железа и железосодержащих руд, которые в стране есть, но не добываются, то промышленность страны одна из самых сильных в мире.

темпы роста промышленности Беларуси в 2010 году

Данная промышленность занимает в экономике страны львиную часть -  40% от всех произведенных в стране товаров и обеспечивает работой 29% населения.

 

Для Беларуси традиционны и являются ведущими следующие отрасли промышленности:

 

  • металлургия,
  • металлообработка и машиностроение,
  • химия,
  • нефтехимия,
  • пищевая,
  • деревообрабатывающая.

 

Самая главная особенность промышленности Беларуси, это то, что несмотря на переход страны в эру капитализма и коммерции, в стране используется еще советский подход к промышленности, т.е. плановая экономика. Да, страна живет по плановой экономике и иногда происходит так, что произведенный на заводах товар не реализовывается вовремя.

 

Металлургия

 

Главная беда Беларуси заключена в том, что здесь не добываются железосодержащие руды и руды цветных металлов. Для производства чугуна, стали, цветных металлов использует лом, привезенный из заграницы, или осуществляется переделывание уже готовой продукции в сталь.

 

Белорусский металлургический заводМеталлургия Беларуси включает в себя 17 заводов черной металлургии и 6 заводов цветной металлургии. Основное производство стали и чугуна производится на:

 

  • БМЗ (Белорусском Металлургическом Заводе - 80% от всего производства, он крупнейший в стране, а его качество подтверждено многими инстанциями ЕС и стран СНГ);
  • Гомельском литейном заводе;
  • Могилевском металлургическом заводе.

 

Металлообработка и машиностроение

 

Две эти отрасли в Беларуси являются основными. На них и базируется экономический потенциал страны.

 

Машиностроение представлено производством тракторов, троллейбусов, грузовых автомобилей МАЗ и БелАЗ, станков и еще из очень длинного перечня продукции, которые производятся на более чем 600 предприятиях страны. Основная доля машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий располагаются в Минске, Лиде, Витебске и Гомеле.

 

машиностроение БеларусиНа машиностроение и металлообработку приходится около 40% выпущенной промышленной продукции или 25-30% продукции страны, ценовом понимании это 22% от стоимости всех товаров. Машиностроение Республики состоит из:

 

  • автомобилестроения;

 

  • станкостроения;

 

  • тракторостроения;

 

  • машиностроения для сельскохозяйственных нужд;

 

  • электронное машиностроение;

 

  • строительное машиностроение.

 

Отрасль не только основная, но и приоритетная для Беларуси. Металлообработка и машиностроение имеют высокую конкурентоспособность и представлена на мировом рынке, как лидер по многих отраслям машиностроения. Отрасль не только позволяет привлекать в страну огромную часть инвестиций, но и помогает в переоборудовании многих предприятий в стране. Таким образом, Беларусь получает для львиной доли своих предприятий новое оборудование, позволяющее выпускать более качественный продукт.

 

Химия и нефтехимия

 

Химическая и нефтехимическая промышленность Беларуси — одна из важнейших для страны. В стране действуют около 75 предприятий этих отраслей промышленности. Около 70% произведенной продукции отрасли уходит на экспорт, в части денежной доли эти отрасли производят 12% стоимости всех товаром страны. В химической отрасли сосредоточено 9.6% трудоспособного населения.

 

Нефтехимия в стране стала развиваться в последние годы, после большего открытия залежей нефти и газа, точнее, их разведыванию и освоению. Освоение залежей началось в 1965 году, но довольно низкими темпами. В стране 75 месторождений нефти и газа, однако, доля добычи в 10 раз меньше от потребности Республики. Тем не менее, в стране довольно сильно развит нефтехимический комплекс.

 

Белорусская калийная компания  в миреОсновная продукция химической и нефтехимической промышленности это:

 

  • минеральные удобрения— 16% от общемирового производства хлористого калия,
  • шины,
  • полиэфирные ткани,
  • полиэтилен,
  • стекловолокно,
  • полиамидные ткани.

 

Беларусь является одним из самых крупных поставщиком на мировой рынок калийных и азотных удобрений, уровень экспорта этого продукта 86% от всего произведенного в стране.

 

Основные предприятия отрасли:

 

  • «ГродноАзот»,
  • «Гомельский химический завод»,
  • «Беларуськалий»,
  • «Белшина».

 

"ГродноАзот"Пищевая промышленность

 

Беларусские производители пищевой отрасли довольно сильно укоренились, как лучшие по качеству. Приятный натуральный вкус, малое количество примесей, конкурентоспособная цена сделали мясную, молочную, кондитерскую, сахарную отрасли пищевой промышленности самыми популярными по потребительскому потенциалу в странах, граничащих с Беларусью.

 

Самым ярким примером белорусской пищевой промышленности является молочная продукция, на ее счет приходится 4% от всех общемировых поставок молочной продукции.

молочная продукция Беларуси "Бабушкина крынка"

 

Крупнейшими предприятиями являются «Бабушкина крынка» и «Савушкин продукт».

 

Сельское хозяйство

 

Сельское хозяйство страны развито очень неплохо, огромное поголовье скота и отличные показатели урожайности делают страну независимой в плане пищи. В экономике страны сельское хозяйство занимает одну из ведущих ролей, обеспечивая 17% инвестиций и около 8% ВВП. Структура сельского хозяйства построена на бывших советских колхозах и совхозах, эти предприятия получают огромные финансовые вливания со стороны правительства, что стало правильным шагом, завоевав для Беларуси  значительное количество рынков сбыта. Сейчас эта отрасль все больше и больше окупается за счет собственных средств.

 

Растениеводство

 

растениеводство БеларусиСельское хозяйство Беларуси представляет собой огромные территории, засеянные зерновыми: ячмень, рожь, пшеница, и засажены корнеплодами: картофель, кормовые культуры, сахарная свекла. Также в стране выращивается 16% мировых посевов льна. Почвы, на основе высушенных болот, дают хороший уровень урожайности. Пшеница показывает урожайность на уровне 40-70 центнеров за гектар.

 

Животноводство

 

Животноводство занимает около 60% от всей выручки сельскохозяйственного сектора. На счету животноводства 150 промышленных комплексов, рассчитанных на около 500 000 скотомест. На душу населения производится в среднем 700 кг молока и 120 кг мяса. Значительная часть идет на экспорт.

 

Торговля

 

Промышленный комплекс страны построен таким образом, что дает для экономики условие открытости. Страна производит товаров намного больше, чем может потребить, и поэтому около 50% всех товаров экспортируются.

 

Основные партнеры по торговле Россия, Украина, Германия, Китай, Польша, Венесуэла, Латвия и Нидерланды. Страна имеет отрицательное торговое сальдо в 4 млрд. Общий показатель торговых отношений около 76 млрд. долларов.

 

Торговлю республики увеличивает ее нахождение в Таможенном союзе с 2010 года. Благодаря этой программе сотрудничества трех стран экспорт и импорт имеет равную долю наценки как на товары собственного производства, так и на ввозимые из России и Казахстана .

 

Экспорт

 

За последние 10 лет страна стала стахановскими темпами наращивать уровень экспорта. Основной страной, для которой поставляются белорусские товары, является Россия (доля России здесь 50- 70%). Можно смело утверждать, что экономика республики построена на торговых отношениях с Россией. Экспорт составляет 41 млрд.долларов. Основные статьи экспорта: удобрения и минеральные продукты— 33%, сельскохозяйственные товары— 15%, транспортные средства— 9.7%, черные металлы— 4%.

 

Продукция поставляется в 182 страны, но на пять стран приходится 70% всего экспорта. Основные экспортеры белорусской продукции: Россия, Украина, Китай и страны ЕС: Германия и Польша.

 

Несмотря на ориенитированность на российскую экономику, торговые отношения Беларусь имеет со многими странами  мира и если отсечь поставки продукции в Россию, то доля других партнеров — ЕС, Украины и Китая составляет 30-40%. Это притом, что большинство из этих стран с большим удовольствием импортировали из Беларуси больше товаров, но замкнутость торговли на ТС не дает в полную меру расправить крылья.

 

Импорт

 

Беларусь импортирует на 4 миллиарда больше, чем экспортирует. В основном это: минеральные продукты—30%, автомобили, оборудование и машины— 26%, недрагоценные металлы—10-11%, продовольственные товары —12%.

 

Энергетика

 

В этой сфере хозяйствования наблюдается полнейшая зависимость от ввозного в страну сырья. Государство имеет мощности для производства своих энергоносителей: Мозырский НПЗ и Новополоцкий НПЗ. Правда, для их загрузки используется российское сырье. Эти НПЗ производят около 20 000 000 тонн нефтепродуктов.

 

Мозырский НПЗГаз также поставляется с соседней России по внутригосударственным ценам РФ. Расходы на газоснабжение компенсирует факт транспортировки российских углеводов через территорию страны, даже больше, 15 лет республика получала прибыль с положительного сальдо за реэкспорт нефти и газа в другие страны.

 

Электричество производится в основном тепплоэлектростанциями и гидроэлектростанциями. В прошлом Беларусь в значительной степени импортировала электроэнергию с территории Украины и России, но спустя время готова сама стать экспортером электроэнергии. Все это благодаря строящимся гидроэлектростанциям и модернизированию оборудования.

 

Страна богата на такие горючие материалы, как торф, горючие сланцы, бурый уголь, есть незначительные запасы газа и нефти. Газ и нефть стала разрабатываться более активно. На обеспечение страны добываемых объемов недостаточно, но для части вполне. В стране добывают около 250 млн. кубических метров газа и 210 млн. тонн нефти.

 

В общем, нельзя назвать энергетический комплекс страны независимым, также  как остальные отрасли государства. Но Беларусь делает все возможное для этого.

 

Транспорт

 

Транспорт в стране представлен автомобильными дорогами, железной дорогой и авиатранспортом.

 

Железная дорога

 

железная дорога БеларусиЖелезная дорога обеспечивает 70-80% всех грузоперевозок и 50-60% всех пассажироперевозок. Транспортная сеть железной дороги состоит из 5512 км железнодорожного полотна. В составе железной дороги 21 вокзал и около 300 станций. Железная дорога страны соприкасается с железными дорогами России, Украины, Польши, Литвы и Латвии.

 

Автомобильные дороги

 

Автомобильные дороги государства одни из самых лучших в странах бывшего Советского Союза. Постоянно проходят реконструкции и строительство новых дорог. Для строительства дорог привлекаются иностранные инвестиции. Всего в Беларуси протяженность автомобильных дорог составляет около 83 000 километров. Платные дороги простираются на расстояние в 1200 километров. Через территорию страны проходят автомагистрали, соединяющие Россию и ЕС и Украину со странами Балтии.

 

Авиатранспорт

 

Аэропорт МинскСтрана имеет площадь в 207 600 квадратные километры, поэтому внутригосударственные перевозки очень редки и в основном авиацией доставляют особо важные грузы между городами. Однако в стране существует 67 ВПП и 7 международные аэропорты. Самый крупный аэропорт — Минск (2.6 млн. пассажиров в год) и Минск-1.

 

В целом транспортная система Беларуси очень развитая и приехать из одной точки страны в другую не представляется сложным. Обновленные железнодорожные составы, качественные дороги и развитая сеть, достающая до самых крайних уголков страны, позволяет развиваться всем видам коммерции в любом населенном пункте без проблем со стороны логистики.

 

 

Республика Беларусь одна из самых развитых стран на постсоветском пространстве. Да, возможно, средства, получаемые правительством не особо красивыми способами, но это теряет смысл, как только понимаешь, что страна живет по европейским стандартам.

 

Соседняя страна, например, Украина, несмотря на свой в 100 раз лучший потенциал не может похвастаться и 5 частью нововведений и обновлений, что есть в Беларуси. Пусть Президент не сменяется уже 20 лет, но видимо, в политике он делает нужные и эффективные шаги.

 

Единственное, что стоит поменять в стране - это экспорт. Отличные и мягкие условия со стороны России не дают конкурентоспособному товару Беларуси выходить в больших объемах на другие рынки. В ЕС и других странах наблюдается голод по белорусским товарам, который пока белорусские производители не смогут унять.

  • Экономика Беларуси
  • промышленность Беларуси
  • сельское хозяйство Беларуси
  • транспортная система Беларуси
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP