Мониторинг наличия и состояния водных объектов необходим для обеспечения нормальной экологической среды, а также хозяйственной деятельности, связанной с водными ресурсами.
Для этого предусмотрено ведение специального реестра, называемого водным кадастром.
Он представляет собой совокупность данных по имеющимся в стране водным объектам, систематизирует информацию об использовании водных ресурсов, определяет круг их пользователей.
В кадастре обозначено такое понятие, как водный баланс, то есть количество воды, которое поступает в надземные или подземные водные объекты страны по отношению к количеству оттока воды естественным способом, а также расхода на разные нужды населения и хозяйствующих субъектов.
В водном кадастре ведётся учёт таких водоёмов, как каналы и реки, водохранилища и болота, озёра и пруды, ледники и ручьи, а также другие объекты, составляющий водный фонд страны.
Цели водного кадастра
На основании общегосударственного регистра водных ресурсов проводится комплексное оценивание текущего состояния водного баланса, а также прогнозирование его в будущем.
Благодаря такой оценке могут быть осуществимы следующие задачи:
- Разработка планов по эффективному использованию водных объектов;
- Предотвращение экологических кризисов, в том числе исчезновения водных источников, а вместе с этим и ухудшения окружающей биологической среды;
- Контроль качества воды, предотвращение излишней загрязнённости водоёмов, проверка чистоты водных ресурсов на соответствие нормативным стандартам, а также восстановление качества в случае обнаружения соответствующих проблем;
- Определение целевых приоритетов в использовании ресурсов;
- Инвентаризация и паспортизация хозяйственных водоёмов, в том числе в сфере рыбного промысла;
- Регистрация водопользователей;
- Прекращение хозяйственной деятельности на водоёмах стратегического характера, изъятие их в государственные фонды;
- Охрана водных объектов путём ограничительных мер и постоянного контроля использования их ресурсов.
Систематизация данных по водным объектам позволяет удерживать экологическое благосостояние территорий, при этом проводя промышленное развитие и обеспечение регионов необходимыми жизненно важными ресурсами как природного, так и экономического характера.
Методика ведения водного кадастра
Водный кадастр государства представляет собой информационную базу, данные которой всё время меняются и пополняются, поскольку изменчива сама система водного баланса, не говоря уже о постоянно динамичном процессе смены водопользователей и их хозяйственных нужд.
Пользователи водными ресурсами обязаны вести внутренний количественный и качественный учёт оборота воды, используемого в хозяйстве.
Совокупность данных всех учётов обрабатывается специализированными организациями, в результате чего создаётся статистическая база по конкретному региону или отрасли.
В то же время эти организации проводят мониторинг соответствия предоставляемых данных реальному положению дел на водных объектах.
Обобщённая на региональном уровне статистика передаётся в центральное соответствующее ведомство страны, где проводится общегосударственная систематизация данных, статистическая обработка, выявление проблем и планировка государственных программ.
Современное пополнение водного кадастра проводится с помощью автоматизированных информационных систем.
Создаваемый таким способом кадастр, является официальным государственным документом, а соответственно и юридической базой для управленческих процессов и даже судебных разбирательств.
Структура водного кадастра
Для удобства использования кадастровых данных, а также для учёта водных ресурсов согласно их специфике, кадастр разделяется на несколько частей, каждая из которых обобщает регуляцию в определённой сфере учёта.
Например, ведётся отдельная статистика по поверхностным водным объектам и подземным водам.
Если информация по последним группируется с учётом гидрогеологических регионов страны, то данные о надземных водах обобщаются по водным бассейнам.
Наиболее важный для хозяйства и страны надземный водный фонд тоже группируется согласно специфическим особенностям водоёмов и возможным методам их использования.
К примеру, практика ведения кадастра предусматривает следующую систематизацию:
- Реестр поверхностных проточных вод. Сюда можно внести реки, ручьи, а также искусственные каналы;
- Реестр закрытых или полузакрытых водоёмов. Это группа данных по озёрам, водохранилищам, прудам и т. д.;
- Реестр качества воды вне водоёмов. Используется для контроля состояния воды в системах водного обеспечения на суше;
- Реестр селевых потоков;
- Реестр ледников и снежников;
- Реестр морских водных ресурсов;
Также кадастр может структурироваться по целевому предназначению сбора данных, как, например, отграничение реестра водных объектов от реестров использования вод и водопользователей.
Обобщая, можно сказать, что водный кадастр является базисным государственным сводом данных, который является практическим механизмом контроля и регуляции в сфере потребления воды, а также обеспечивает основу для соблюдения водного, хозяйственного, гражданского и экологического законодательства страны.