Под термином «запасы товарные» понимают непрерывность обращения продукции в рыночном процессе купли-продажи, который поддерживается постоянным наличием определенного количества товарной массы. Другими словами, запасы товарные – это наличие конкретного количества товара в товаропроводящей сети, которые предназначены для реализации. Они имеют место во всех сферах хозяйственной деятельности. Исключением является только строительство и сельское хозяйство (в последнем вообще трудно определить отдельно товарную часть от производительной).
Краткое описание запасов товарных
Запасы товарные находятся на оптовых фирмах, складах, предприятиях общественного питания (например, кафе, ресторан) с момента их поступления до времени реализации. Они необходимы, в первую очередь, для обеспечения нормальной бесперебойной торговли и, конечно же, для удовлетворения спроса населения.
Специалисты отмечают, что объем запасов товарных должен в обязательном порядке находиться в соответствии с товарооборотом. В противном случае это приведет к нарушению обращения продукции, что в итоге станет причиной существенных убытков предприятия. Поэтому запасы товарные нормируют. Их нормативы устанавливаются в днях с учетом структуры товарооборота и его объема.
Создание запасов товарных обусловлено следующими причинами:
- природно-климатическими условиями производства продукции;
- условиями производства (сезонные колебания спроса, специализация);
- условиями реализации и транспортировки продукции.
Классификация запасов товарных
Существует следующая классификация запасов товарных по таким признакам, как:
- По их назначению - запасы товарные длительного или текущего (предназначены для повседневной торговли) хранения. Запасы товарные длительного назначения делятся на товары сезонные и товары досрочного завоза. К первым относят запасы фруктов или, например, картофеля. Товары досрочного завоза создают в районе Крайнего Севера в период навигации, поскольку в другое время завести такую продукции практически невозможно.
- По товарным группам и названии продукции - продовольственные и непродовольственные запасы товарные (Например, товарная номенклатура потребительской кооперации насчитывает примерно 35 групп продовольственных товаров и 57 групп непродовольственной продукции, перечень наименований отдельно каждой группы указан в товарном словаре, что утвержден Росстатом. Кроме того, существует еще и алфавитный товарный словарь, где перечислены все товары согласно алфавитном порядке и указаны номера соответственных товарных групп.
- По месту нахождения – запасы товарные могут быть в пути или же на розничных торговых предприятиях.
- По размерам – максимальные, минимальные или средние.
- По срокам отчетности – входные запасы товарные (то есть на начало отчетного периода) и выходные запасы товарные (то есть на конец отчетного периода).
- По учетной стоимости – по оптовой, договорной или розничной цене.
Кроме того, запасы товарные делятся еще также и по формам сбытовой и торговой деятельности:
- готовые, то есть те, которые служат для компенсации отклонений фактического спроса от гарантийного (прогнозируемого) запаса;
- запасы товарные, что предназначены для удовлетворения ожидаемого на них спроса (нужны для покрытия прогнозируемого спроса);
- гарантийные – необходимы, в первую очередь, для обеспечения непредсказуемого на них спроса.
Как проводится анализ данных о запасах товарных?
Анализ данных о запасах товарных осуществляется по абсолютной и относительной величинам.
По относительной величине проводится в основном сопоставление фактических запасов с указанными нормативами.
По абсолютной величине осуществляется:
- анализ структуры запасов товарных;
- анализ их размещения по месту нахождения;
- анализ динамики запасов товарных на отчетную дату с предшествующей.
Исчисление запасов товарных в днях проводится путем деления фактических запасов на однодневный оборот.
Основные задачи статистики запасов товарных являются:
- изучение динамики и структуры вышеуказанных запасов;
- индексный анализ времени товарного обращения;
- определение фактических запасов товарных и сравнение их с нормативами;
- индексный анализ скорости товарооборота;
- изучение обеспеченности товарооборота вышеуказанными запасами.
Для характеристики запасов товарных применяют следующие показатели:
- натуральные (шт., кг, ед., м) – используются для характеристики отдельной группы или для обозначения простого ассортимента;
- стоимостные в денежном выражении – применяются для определения всей совокупности запасов товарных;
- относительные (например, время обращения, товарооборачиваемость, удельный вес, запасы в днях) – определяются в процентах, индексах или коэффициентах и отражают соотношение каких-либо двух абсолютных параметров).
Уровень товарных запасов: краткая характеристика
Уровень формирования запасов товарных зависит от:
- объема производства продукции;
- ассортимента и качества товара;
- способов их распространения (каналов товародвижения и распространения);
- маркетинговой политики продаж;
- экономических ситуаций, что складываются на рынке в определенный период.
Что касается маркетинговой политики продаж, то тут, специалисты имеют ввиду, что система физического распределения продукции должна быть особо готовой к возникновению такого явления, как пик реализации. При составлении рыночных прогнозов данная проблема должна быть принята к вниманию в обязательном порядке. Системный анализ уровня запасов товарных служит в качестве инструмента маркетинга, который предоставляет возможность точно определить и поддержать стандарты обслуживания, тем самым обеспечивая:
- регулярное бесперебойное пополнение запасов товарных в системе распределения, удовлетворение потребностей, что возникают спонтанно, независимо от того какая продукции нужна в то время – специальная, модифицированная или же, например, стандартная;
- поддержание регионального уровня запасов товарных в соответствии с уровнем реализации.