Двусторонний рынок

Двусторонний рынок – это сетевой тип рынка, на котором взаимодействуют пользователи двух различных групп. Роль, требования и целевое использование рынка у каждой категории пользователей будут отличаться, но за счет общей взаимозависимости и совместного взаимодействия такая сеть становится необходимой каждой группе.

 

 

Двусторонние рынки можно поделить на две группы: одна представляет торговцев ценными бумагами, а вторая действует по принципу платформ.

 

Двусторонние рынки-платформы

 

Связующим элементом в любом двустороннем рынке второго типа выступает платформа (продукт или услуга), которая упрощает взаимодействие между пользователями и получает прибыль от посредничества между ними. Для реализации этой задачи она может видоизменять свой облик. Например: в одном случае платформой может быть физический товар, который владельцы кредитных карт оплачивают через терминал; в другом – интернет-магазин, объединяющий поставщиков и потребителей продукции. Услугами могут выступать печатаемые издания, новостные сайты, социальные сети или поисковые системы, которые обслуживают как читателей, так и рекламодателей.

 

По количеству участников все двусторонние рынки делятся на три вида:

 

  1. 1. Рынок «один на один» (пациент-донор).
  2. 2. Рынок «один на много» (компания-персонал).
  3. 3. Рынок «много на много» (поставщики-гипермаркеты).

 

Для двустороннего рынка важно не только конечное разделение агентов на пары, но и способность их продуктивного взаимодействия в реальной жизни.

 

Появление двусторонних рынков в различных областях по-новому поделило экономическое пространство с традиционными продуктами и услугами. Классическая цепочка производственно-сбытового цикла представлена в форме издержек и прибыли, движущихся слева направо. Двусторонние рынки допускают одновременное нахождение издержек и прибыли с двух сторон, поскольку обслуживаются потребители с различными группами интересов. Созданная платформа образует притяжение между участниками рынка, которое называется «эффектом сети».

 

Сетевой эффект двусторонних рынков – это результат, когда пользователь своим использованием продукта одновременно делает его ценным для других потребителей. Мобильная связь – классический пример действия сетевого эффекта. От количества владельцев телефонов напрямую зависит ценность телефонной сети для отдельно взятого абонента. С каждым новым пользователем ценность сети продолжает расти, поскольку у другие абоненты получают возможность связи с гораздо большим количеством людей.

 

Примечателен тот факт, что пользователь во время покупки нового телефона не собирается создавать никакую ценность для других, но непроизвольно делает это.

 

Действие сетевого эффекта двустороннего рынка набирает силу только после того, как будет набрано определенное количество потребителей продукции (услуги). Этот показатель называется критической массой. Он означает, что именно в этом месте продвигаемая на рынке ценность превысила или стала равной заплаченной цене.

 

Ценность продукта (услуги) неразрывно связана с количеством пользователей, которые после преодоления барьера критической массы начинают ценить его (продукт) больше, чем его розничную стоимость (цена стартового пакета ничтожно мала по сравнению с возможностями, открывающимися перед потребителем). Поэтому основополагающей задачей любого бизнеса, строящегося по принципу двустороннего рынка, является достижение точки критической массы за счет привлечения новых пользователей.

 

Эффективность и прибыльность двусторонних рынков создает предпосылки для жестокой конкуренции за клиентов и рынки сбыта. Лидеры ведущих платформ регулярно выбивают из бизнеса более слабых оппонентов (снижают цены, используют большую инвестиционную маржу и т.д.). В результате такой агрессивной деятельности среди зрелых двусторонних рынков можно встретить лишь несколько представителей, которые доминируют в своей области и способны диктовать потребителям свои правила.

 

Двусторонний рынок ценных бумаг

 

Это рынок, по-английски звучит как Two-Sided Market, который обязывает маркет-мейкеров предоставлять устойчивую (твердую) котировку на продажу и покупку по всем видам ценных бумаг, с которыми они совершают операции на рынке. Иными словами, они должны проявлять готовность к покупке или продаже ЦБ по тем ценам, которые сами же назначают. То есть, цены продавца и покупателя должны быть равны.

  • Двусторонний рынок
  • устойчивость двусторонних рынков
  • сетевой эффект
  • ценность продукта
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP