Закрытый рынок – это разновидность товарного рынка. Особенность его в том, что поставщики и покупатели связаны некоммерческими отношениями, соответственно на таком рынке отсутствует конкуренция и долгое время сохраняется стабильная цена.
Правовые отношения и экономическая деятельность на закрытом рынке:
- Cистема долевого участия.
- Cистема экономического контроля.
- Cоглашения о кооперации.
- Cоглашения о специализации.
- Kредитные договора и займы.
- Особые торгово-экономические условия сотрудничества.
- Валютные операции и операции с ценными бумагами.
- Политические интересы.
- Военные поставки.
- Иные формы юридической зависимости.
Источники формирования закрытого рынка
Источник формирования товарооборота на рынке закрытого типа – это чаще всего поставки внутри отдельной компании, а также между ее подразделениями и филиалами.
В случае если на рынке задействованы компании, принадлежащие к структурам малого и среднего бизнеса, то они занимаются субпоставками и работают на условиях долгосрочного договора.
Также на закрытых рынках предусмотрена поставка товаров в качестве помощи или компенсаций, согласно условиям долгосрочного контракта, в форме бартерных сделок.
Финансово-экономические признаки закрытого рынка:
- Саморегулирование.
- Незначительное влияние конъюнктурных факторов.
- Независимость от монополистов открытого рынка.
- Стабильные внутрирыночные цены.
Особенности функционирования закрытого рынка
- Нередко крупные компании образуют собственный рынок для удобства расчетов с дочерними предприятиями. Это дает возможность контролировать цены и качество продукции.
- Небольшие объемы товарооборота.
- Отсутствие конкуренции.
- Упорядоченность экономических операций, стабильность рынка.
- Компании совершают сделки и приобретают товар, основываясь на стратегии долгосрочного сотрудничества.
- Низкие ценовые колебания. Например, рынок евродолларов можно рассматривать как закрытый в периоды стабильности, когда стоимость валюты изменяется менее чем на 5 пунктов за неделю торгов.
- Для выхода на закрытый рынок необходимо быть либо его организатором, либо применять стратегию мегамаркетинга.
Закрытый рынок создается в основном для совершения небольших торговых операций в долгосрочной перспективе. Цены на закрытых рынках достаточно низкие, стабильные, контролируются участниками рынка и не подвержены воздействию внешнеэкономических факторов.