Конъюнктура

Конъюнктура – это показатель, который объединяет в себе целую группу событий и характеризует какую-то конкретную сферу деятельности в определенный промежуток времени. На конъюнктуру может оказывать воздействие комплекс сложившихся условий, стечение обстоятельств, текущая обстановка в рассматриваемой области и так далее.
Термин «конъюнктура» является универсальным и может применяться в самых различных сферах деятельности – политике, финансовой сфере, экономике, психологии, философии, социологии и прочих.


К примеру, конъюнктура рынка – это определенная ситуация, сформировавшаяся на рынке в конкретный промежуток времени и характеризующая реальное отношение спроса и предложение. Конъюнктура рынка является результатом взаимодействия нескольких аспектов деятельности – социальных, экономических и природных.


Экономическая конъюнктура характеризует развитие экономики, изменение валютных курсов, процентных ставок, уровень экономической активности, величину заработной платы, динамику потребления и производства.

 

Конъюнктура рынка и ее сущность

 

При анализе конъюнктуры рынка стоит делать упор на несколько основных факторов – эффективность взаимодействия с другими видами рынков, общую ситуацию в стране (политическую, экономическую), уровень жизни населения, безработицу, ценовую политику и так далее. Таким образом, анализ конкретного рынка должен представлять собой комплексную оценку ситуации.

 

В результате изучения рынка делается вывод о тенденциях его развития:


- благоприятная конъюнктура показывает, что рынок является весьма сбалансированным, отличается ростом и стабильностью, «ровными» ценами и высоким уровнем продаж (с тенденцией на дальнейший рост);
- неблагоприятная конъюнктура выражается в острых признаках дисбаланса рынка в целом, резким падением (или же полным отсутствием) спроса, колебаниями в ценовой политике, острым дефицитом товара, сбытовым кризисом и так далее.


При этом сам рынок можно характеризовать целым рядом основных критериев. Он бывает регрессирующий, стабильный, стангнирующий, развивающийся, оживленный и так далее. Четких границ между рынками нет, но у каждого из них есть свои особенности и характеристики индикаторов.


К основным чертам конъюнктуры можно отнести – изменчивость, колебания, неравномерность, противоречивость, а иногда и единство противоположностей.


На конъюнктуру может действовать два вида факторов:

факторы, действующие на конъюнктуру рынка
- постоянные – развитие научно-технического прогресса, действие монополий, инфляционные процессы, фактор сезонности, вмешательство в работу государственных структур и так далее;
- непостоянные – стихийные бедствия, конфликты в социальной сфере, политическая нестабильность.

 

Показатели конъюнктуры рынка

 

К основным показателям рыночной конъюнктуры можно отнести:

 

1. Уровень промышленного производства. Здесь учитываются такие параметры, как динамика, объем и структура самого предложения. По этому показателю можно сделать выводы, насколько конкурентоспособен рынок той или иной страны в аспекте мировой хозяйственной деятельности или же конкретной отрасли.


2. Инвестиционный процесс. Ключевое значение имеет динамика вложений в то или иной производство, что позволяет делать выводы о перспективах дальнейшего развития. Если уровень инвестиций слишком слаб, то велика вероятность снижения спроса и дальнейшего "падения" рынка. В ситуации, когда объемы инвестиций растут, можно рассчитывать на повышение объема заказов, увеличение спроста, расширение производства и так далее.


3. Объемы заказов. С помощью такой информации можно оценить уровень загрузки производственных мощностей в ближайший период времени, а также делать какие-то выводы касательно дальнейших шагов по исправлению ситуации.


4. Трудовые показатели. Здесь учитывается все данные, касающиеся условий труда людей – уровень безработицы, продолжительность рабочего дня (недели), объемы фонда заработной платы и так далее.


5. Внутренний товарооборот. В расчет берутся данные о перевозках грузов внутри страны, оборот розничной торговли, информация о движении товарных запасов, объемы продаж и так далее. Такие данные имеют ключевое значение при анализе конъюнктуры товарных рынков. Еще один важный показатель – оборот розничной торговли. Он позволяет оценить реальные изменения в уровне жизни и платежеспособности людей.


6. Внешняя торговля. Здесь учитываются такие параметры, как география импорта и экспорта продукции, его объемы. Как правило, при росте промышленности повышается товарооборот в сфере внешней торговли. В свою очередь кризис в стране может подавлять этого показатель.


7. Кредитно-денежная сферавыпуск ценных бумаг, величина учетного процента, курс акций, объем денежных средств в обращении, движение банковских депозитов. Все перечисленные выше показатели в той или иной мере характеризуют конъюнктуру рынка в кредитно-денежной отрасли.


8. Цены характеризуют среднюю ценовую политику по различным товарным группам и формируют целый ряд индексов – потребительских цен, производства, индекс-дефлятор и так далее.


Все перечисленные выше показатели могут меняться в течении времени. Как следствие, их можно разделить на несколько основных видов:

цикличность рынка и конъюнктура
1. Проциклические. Их особенность – рост в фазу подъема рынка. Если же начинается фаза спада, то проциклические показатели также будут снижаться. К таковым можно отнести цены, объемы выпуска продукции, скорость обращения средств и так далее.


2. Контрциклические. Такие параметры в период спада ранка растут, во время его роста, наоборот, снижаются. К ним относится уровень безработицы, объемы производственных запасов, число банкротств и тому подобное.


3. Ациклические показатели никак не привязаны к фазам экономических циклов. Примером такого параметра являются объемы экспорта (как правило, они всегда остаются на одном уровне).

 

Индикаторы конъюнктуры рынка

 

Для оценки состояния рынка может учитываться целый ряд индикаторов, по которым можно делать выводы о текущем положении дел и будущих изменениях в экономике. К наиболее популярным индикаторам можно отнести:

индикаторы конъюнктуры рынка
1. Масштаб. Этот индикатор показывает общую емкость рынка, объем совершенных операций за отчетный период времени в отношении сделок купли-продажи, общее число предприятий, которые работают на рынке услуг.


2. Сбалансированность. Особенность этого показателя – четкое отображение отношения между реальным спросом и предложением на рынке (может оцениваться по отдельности для каждого из секторов или экономики в целом).


3. Тип. Современный рынок бывает монополистическим, конкурентным.


4. Динамика. Здесь учитываются такие параметры, как вектор и интенсивность развития рынка, изменение основных параметров и тенденций. Благодаря этому индикатору можно оценить перспективы развития рынка в будущем.


5. Рыночный риск подразумевает оценку вероятности поражения (банкротства) в период рыночной деятельности.


6. Устойчивость (оценивается в пространстве и динамике).


7. Деловая активность. Сюда можно отнести общий объем проведенных операций и их динамику, объем хозяйственного портфеля и так далее.


8. Уровень конкуренции характеризует число конкурентов на рынке, активность каждого из них, вероятность удержаться в таких условиях.


9. Норма прибыли. Здесь проводится оценка чистой и валовой прибыли, оценивается уровень рентабельности.

 

Анализ биржевой конъюнктуры

 

Рост экономики непосредственным образом влияет на активность в биржевой деятельности. При этом одна из главных задач – анализ биржевой конъюнктуры, который производится одним из двух основных методов:

анализ биржевой конъюнктуры

1. Фундаментальный анализ. Его суть – в предсказании будущего изменения котировок тех или иных активов, а также стоимости товаров на основании целого ряда факторов – событий в экономике, политике, социальной сфере. Все, что может повлиять на уровень спроса и предложения должно подвергаться анализу.
При этом фундаментальный анализ состоит из четырех основных блоков – отраслевого и общего экономического анализа, а также анализа финансового положения компании-эмитента и исследования качества выбранного актива.
С помощью фундаментального анализа можно добиться двух основных целей – определить реальную («внутреннюю») цену акций и отобрать эмитентов, которые представляют наибольшую перспективу на рынке.


2. Технический анализ позволяет предсказать будущие изменения цен на товар с помощью исторических изменений, внешнего вида графиков. К основным инструментам технического анализа можно отнести – осцилляторы, японские свечи, графики баров, показатели среднего движения курса и прочие.


Выводы, которые можно получить в результате технического анализа, могут расходиться с теми, что были получены при фундаментальном изучении биржевой конъюнктуры. Вот почему при анализе так важен комплексный подход и выделение общей тенденции.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • конъюнктура рынка
  • экономическая конъюнктура
  • показатели конъюнктуры рынка
  • индикаторы конъюнктуры рынка
  • анализ биржевой конъюнктуры

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP