Понятие «информационный барьер» было впервые разработано академиком В. М. Глушковым. Данная концепция символизирует некие противоречия между информационными требованиями общества и техническими возможностями их предоставления.
Исторический информационный барьер
Согласно методике В. М. Глушкова, существует три основных информационных барьера:
- первый, который был связан с изобретением письменности, поскольку последняя предоставила возможность сохранять и, конечно же, передавать полученные данные (до этого единственным хранилищем знаний был исключительно мозг человека), человечество с ним справилось приблизительно в V тыс. до н.е.;
- второй, с которым справилось человечество в XV веке после изобретения книгопечатания (с этого момента количество носителей информации существенно увеличилось);
- третий, который возник после изобретения ЭВМ (появилась возможность осуществлять хранение больших объемов данных).
Классификация информационных барьеров
Специалисты различают:
- объективные барьеры информации ;
- субъективные информационные барьеры.
Объективные барьеры информации возникают вне зависимости от человека, его деятельности.
Субъективные информационные барьеры могут:
- образовываться самим источником информации;
- создаваться за счет приемника данных.
Краткий итог
Работа с информацией требует от человека не только хорошего знания барьеров информации, но и понимания возможных методов их преодоления. Специалисты отмечают, что многие информационные препятствия можно с легкостью справиться при помощи современных информационных технологий.
Но вместе с тем важно понимать, что информационные барьеры не могут быть до конца преодолены или полностью устранены. Ведь препятствием для этого, прежде всего, является сам человек.