Конкурентное преимущество – это те активы и особенности, которые качественно отличают компанию от своих прямых конкурентов. Эти качества могут выражаться в более совершенном оборудовании, обладании торговыми марками и патентами на технически продвинутую продукцию, или сырьем и необходимыми для производства материалами.
Общая характеристика конкурентных преимуществ
Условия возникновения конкурентных преимуществ лежат в разной степени доступности технологий, знаний и прочих ресурсов. Впервые это понятие стало известно экономической науке в 70-80-ых годах 20 вв. Оно было введено американским ученым Майклом Портером.
Выявление определенных конкурентных преимуществ возможно благодаря сравнению сегментов деятельности разных субъектов предпринимательства. В ходе процесса сопоставления, могут выявиться следующие конкурентные преимущества организации:
- Польза выбранной бизнес стратегии.
- Уровень квалификации сотрудников.
- Производственные мощности и качество материально-технической базы.
- Способы рекламы и общения с клиентами.
- Уровень менеджмента компании.
- Качественные и количественные преимущества.
Существует распределение конкурентных преимуществ на:
- качественные;
- и количественные.
В первом случае, субъект предпринимательства будет иметь преимущество за счет введения какой-либо новой технологии или бизнес-идеи. Количественное преимущество достигается расширениями масштабов производства, увеличением персонала, закупкой большего количества материалов и товаров.
Другие классификации конкурентных преимуществ
Стоит отметить, что конкурентные особенности субъектов хозяйствования могут разниться в зависимости от анализируемых групп. То есть, конкурентные преимущества фирмы, относящей себя к малому бизнесу, будут отличаться от аналогичных показателей предпринимательства больших масштабов.
Российским экономистом Юрием Рубиным была разработана следующая классификация конкурентных преимуществ:
- Потенциальные.
- Реализуемые.
- Фактические.
Потенциальные преимущества выражаются в ходе оценки уровня ресурсного обеспечения. Реализуемые преимущества проявляются в ходе проведения субъектом хозяйствования своей стратегии и конкурентных действий. А фактически являются отображением реальных конкурентных результатов.