Когда я покупаю акцию, то не думаю о том, будет ли она через год стоить дороже или дешевле. Это не имеет значения для решения задачи накопления капитала, как я ее понимаю. Приобретая долю в компании, я (как и все остальные, чтобы они вам ни рассказывали) понятия не имею, смогут ли эти акции вырасти или упадут на 50% за тот произвольно выбранный отрезок времени, который необходим, чтобы небольшой обломок камня, на котором мы живем, сделал оборот вокруг ближайшей звезды.
Единственное, что меня интересует, это приобретение как можно больших долей в широком наборе первоклассных предприятий и компаний, которые принесут мне и моей семье прибыль от работы соответствующего бизнеса. Или, выражаясь более понятным для всех стоимостных инвесторов языком, зарабатывать нужно за счет того, что владеешь бизнесом, а не за счет того, что берешь во временное пользование акции.
Соответственно, основная часть времени должна уходить на поиск такого бизнеса, которым нам хотелось бы владеть. После этого приходится ждать (иногда по нескольку лет), пока акция будет доступна по цене, которую мы считаем привлекательной. Тогда можно покупать и держать позицию.
Я подумал, что было бы полезно создать краткий контрольный список, представляющий собой обзор тех вещей, на которые я обращаю внимание при поиске компаний, которыми мне хотелось бы владеть. Они не гарантируют успеха, ведь, теоретически, компания может обладать всеми этими признаками, но обанкротиться в результате какого-то события, вероятность которого довольно мала. Тем не менее, данный список может служить хорошей отправной точкой для поиска перспективных активов, которые смогут приносить вам дивиденды в ближайшие годы. Итак, вот шесть вещей, которые я хочу видеть в компании.
Можно легко объяснить, как компания зарабатывает деньги
Вы будете поражены, узнав, как много неопытных инвесторов рискуют своими кровно заработанными деньгами, приобретая долю в бизнесе, которого не понимают. Необходимо, чтобы вы могли объяснить ученику начальной школы — простыми словами и не более чем в нескольких предложениях, как именно данная компания генерирует прибыль. Вы должны понимать основные статьи их затрат. К примеру, если речь идет о производителе автопокрышек, большое значение будут иметь расходы на сырье для их производства, а для транспортной компании важны затраты на топливо.
Компания приносит высокий доход на вложенный капитал
Способность компании в конечном итоге генерировать прибыль для долгосрочных инвесторов на протяжении многих десятилетий определяется таким показателем, как доходность капитала. Лучшие компании обеспечивают высокую доходность капитала, не прибегая, или почти не прибегая, к привлечению заемных средств. Они, по сути, представляют собой непрерывно работающий станок для печатания денег, которые собственники могут изымать из оборота без ущерба для основного производственного процесса.
Продукты или услуги компании обладают долговременным конкурентным преимуществом
Большинству людей нет никакого дела до того, шурупы какой торговой марки они приобретают в местной скобяной лавке, или каким фермерским хозяйством выращена лежащая на полке продуктового магазина кукуруза. С другой стороны, они будут искать шоколадный батончик, напиток или зубную пасту любимого бренда В тех случаях, когда потребители проявляют невероятную лояльность по отношению к продукту или услуге, производитель или поставщик, опираясь на имидж предприятия, повышает цены и получает большую прибыль. Это приводит к появлению эффекта обратной связи: производство расширяется, его себестоимость снижается за счет массовости, что приносит дополнительную прибыль. Увеличение прибыли позволяет повысить расходы на маркетинг и инновации, что в свою очередь еще больше усиливает лояльность к бренду. Это так называемый «круг благоприятных возможностей», который может приносить приличный доход тем, кто достаточно терпелив, чтобы игнорировать фондовый рынок и хранить сертификаты на акции в своем сейфе в течение 50 лет.
Руководство старается работать так, чтобы акционеры были довольны
Хорошие компании имеют историю возврата избыточной прибыли в форме грамотно реализуемых программ выкупа компанией своих акций и/или распределения дивидендов, размер которых возрастает со скоростью, превышающей общие темпы инфляции в экономике.
Это очень важный момент. Кратко его суть можно сформулировать так: необходимо входить только в тот бизнес, руководители которого заботятся о ваших интересах. Они должны руководствоваться правильными мотивами. Они должны создавать среду, критерием успеха в которой будет то, насколько хорошо фирма заботится о вас, ее собственнике, а также о других заинтересованных лицах и сотрудниках.
Более чем несколько раз за свою карьеру я сталкивался с предприятиями, у которых были превосходные экономические показатели, но обнаруживалось, что их руководители фактически воровали деньги, выплачивая неприличные бонусы своим сотрудникам, получая чрезмерно щедрые зарплаты или совершая сомнительные сделки со связанными юридическими лицами, находившимися под контролем их родственников. Вы рискуете своими накоплениями, заработанными с таким трудом, и именно вы понесете потери в случае краха. Поэтому вы должны получать справедливую долю от любого роста, созданного за счет вашего капитала.
Разумные цены на акции
Даже самый лучший в мире бизнес будет представлять собой ужасную инвестицию, если вы платите за нее слишком дорого. В конечном итоге, цена является самым важным параметром, так как даже ужасный бизнес, купленный по существенно заниженной цене, может, при правильных условиях, дать хорошую прибыль. Исследуя эту тему, я наткнулся на пример, продемонстрированный одним из профессоров Уортонской коммерческой школы Пенсильванского университета. Он показал, какой невероятный эффект может дать реинвестирование дивидендов в компанию, которая остается постоянно недооцененной из-за слишком низких финансовых показателей.
Компания способна пережить трудные времена
В экономике и на финансовых рынках бывают периоды бурь. Зачастую бури возникают неожиданно и приводят к разрушительным последствиям. Один из способов смягчить риски — сосредоточиться исключительно на компаниях с самым сильным бизнесом, который обладает достаточной устойчивостью, чтобы пережить даже наиболее неблагоприятные дни, подобные тем, что были в 1929-1933 годах, не прибегая к дополнительному выпуску акций по бросовым ценам (что, с экономической точки зрения, равносильно потере старыми собственниками части своей доли в обмен на спасение компании).
Конечно, в такие периоды компания может развиваться медленнее и не приносить ожидаемого удовлетворения, но, когда вокруг разыграется буря, вы будете рады, что положились именно на нее.
Джошуа Кеннон (Joshua Kennon)
Источник: https://www.thebalance.com