Легкая промышленность

            Под легкой промышленностью понимается совокупность отраслей по производству товаров народного потребления. Легкая промышленность обеспечивает полный цикл товара, начиная с работы над добычей первичного сырья и заканчивая продажей готовой продукции. Главная задача легкой промышленности – обеспечение такого предложения продуктов массового потребления, которое смогло бы удовлетворить растущий спрос на них.

 

Отраслевой состав легкой промышленности

 

            К легкой промышленности принято относить следующие группы отраслей:

 

 

            Так, к сырьевому производству относятся, например, добыча хлопка и обработка шкур, к полупродуктовому производству – текстильные и прядильные работы, к производству конечной продукции – выпуск ковров, обуви и прочего. В настоящее время отчетливо заметен акцент в сторону последней группы (особенно это актуально в швейной и обувной промышленности), так как продажа готовой продукции приносит значительно большую прибыль, чем добыча сырья для нее.

 

Особенности легкой промышленности

 

            Легкая промышленность имеет ряд специфических черт:

 

  1. 1. Предприятия первой категории (производство сырья) обязательно размещаются в непосредственной близости от источника сырья.

 

  1. 2. Каждую из стадий товар может проходить на разных предприятиях – одна фабрика, как правило, не занимается превращением сырья в готовый продукт (то есть реализацией полного цикла).

 

  1. 3. Исключительную важность имеют отделочные стадии – для продуктов легкой промышленности внешний вид имеет большое значение.

 

  1. 4. К рабочей силе предъявляются особые требования, например, наличие вкуса.

 

  1. 5. Предприятия легкой промышленности обычно невелики, и работают на них в большинстве женщины.

 

Относительно отраслей легкой промышленности нужно отметить их динамичность – ассортимент конечной продукции меняется очень быстро и определяется модой и вкусами потребителей.

 

Факторы размещения предприятий легкой промышленности

 

Эксперты не придерживаются единогласного мнения по поводу факторов размещения предприятий легкой промышленности, однако, среди большого разнообразия можно выделить следующие основные:

 

 

  1. 1. Сырьевой. Этот фактор связан с первой из перечисленных выше особенностей. Предприятие легкой промышленности должно быть в состоянии обеспечить себя сырьем, поэтому для таких организаций важно географическое положение. Например, фабрики по обработке кож размещают рядом с мясокомбинатами.

 

  1. 2. Населенческий (он же потребительский). Предприятие должно располагаться в той географической зоне, где на его продукцию будет спрос.

 

  1. 3. Трудовые ресурсы. Предприятие должно предусмотреть, где оно будет брать рабочую силу необходимой квалификации, прежде чем выбирать месторасположение.

 

Легкая промышленность в России, ее слабые стороны

 

Произвести количественный анализ состояния легкой промышленности России можно при помощи такого показателя, как вклад ЛП в ВВП России. Очень стремительный спад легкой промышленности проявился в 1990-е годы, когда для страны открылся международный рынок, а, следовательно, и дешевый импорт. Отечественные производители оказались неконкурентоспособными по сравнению с зарубежными (в частности, с Китаем). Так, за 90-е годы вклад в ВВП упал с 11,9% до 1,4%.

 

Динамику общего развития легкой промышленности сможет отразить динамика роста системообразующей отрасли, а именно производства тканей:

 

 

Несмотря на то, что динамика является положительной, должен вызывать опасения тот факт, что продуктов отечественных производителей в общем обороте легкой промышленности в России всего 20% (по данным Росстата). В качестве факторов, мешающих развитию отечественной легкой промышленности, выделяют следующие:

 

  1. 1. Низкий уровень заработной платы, непривлекательный для молодых специалистов.

 

  1. 2. Высокая доля устаревшего оборудования. На данный момент более 50% всего оборудования, используемого в отечественной легкой промышленности, эксплуатируется свыше 10 лет. Равняться стоит на развитые страны, где этот показатель не поднимается выше 15%.

 

  1. 3. Недостаток средств. Предприятия легкой промышленности в основном являются небольшими провинциальными фабриками, у которых просто нет средств на развитие и экспансию.

 

  1. 4. Монополия. В каждой из основных отраслей легкой промышленности есть сильный игрок, занимающий долю рынка более ¼ - бороться с ним новым игрокам нецелесообразно. В швейной отрасли такой фирмой является «Глория Джинс», в текстильной – «Русский Текстиль».

 

  • легкая промышленность
  • особенности легкой промышленности
  • проблемы легкой промышленности в России
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP